Закономерность восхождения

Михаил Ботвинник| опубликовано в номере №1154, июнь 1975
  • В закладки
  • Вставить в блог

Если бы предложение великого шахматиста прошлого было принято, разве не стали бы мастера придавать большее значение творческому содержанию партии?..

Да, положение в шахматном мире нуждается в переменах.

Роберт Фишер после того, как он завоевал в Рейкьявике звание чемпиона, отгородился от шахматного мира китайской стеной. Как чемпион, он не сыграл ни одной партии, не опубликовал ни одного анализа, ни одной статьи. В октябре 1973 года шахматисты видели его в последний раз, когда он в качестве зрителя посетил международный турнир на Филиппинах. С тех пор Фишер исчез, он потерял с шахматным миром непосредственный контакт. От его имени действовал г-н Эдмондсон. Нет оснований полагать, что у Эдмондсона не было полномочий представлять Фишера, но нет оснований и утверждать, что такие полномочия действительно были. Шахматный мир верил в феноменальную мощь Фишера, а ФИДЕ потакала всем требованиям Эдмондсона, который утверждал, что это и есть требования чемпиона.

Эдмондсон настаивал на изменении правил матча, принятых в 1974 году в Ницце, и создавшееся положение обсуждалось в декабре 1974 года на заседании бюро ФИДЕ в Малайзии. Решения конгресса в Ницце были подтверждены.

Тогда был собран в марте 1975 года внеочередной конгресс в Бергенан-Зее (Голландия). Положение было критическим, предполагалось, что большинство делегатов поддержат новые изменения правил.

Но «тайные» силы – впервые с 1972 года – потерпели неожиданное поражение. В основном шахматная Европа – оплот и родина современных шахмат – дала отпор: в целом американские требования не были приняты. После конгресса Эдмондсон пытался вновь апеллировать в бюро ФИДЕ, но это оказалось безуспешным.

Эти решения конгресса в Голландии привели к быстрой развязке. Правда, ничто не мешало Фишеру дать согласие играть матч на утвержденных условиях – отказаться от игры никогда не поздно. Однако от Фишера не последовало на запрос ФИДЕ никакого ответа – срок истек 1 апреля 1975 года в 24 часа по среднеевропейскому времени. За уклонение от боя Фишер был лишен звания, а Карпов провозглашен чемпионом мира.

Конгресс в Бергенан-Зее – это луч надежды в нынешнее неспокойное шахматное время. Его решения говорят о том, что нельзя уже безнаказанно пренебрегать общими интересами в угоду интересам эгоистическим. Но эти решения лишь первый шаг, за ними должны последовать другие, которые и приведут к справедливому порядку в мире шахмат.

Конечно, и шахматный мир и Карпов сожалеют о том, что матч 1975 года не был проведен. Однако сожалениями тут нельзя ограничиваться: ФИДЕ обязана оповестить шахматистов всего мира о том, что же случилось с Робертом Фишером.

Как каждый большой шахматист, Фишер принадлежит всему миру. Шахматисты имеют право общения с бойцом, который ранее вызывал своей бесстрашной игрой столько симпатий; может быть, калифорнийский «узник» еще сменит свое затворничество на поединки за шахматной доской?

Итак, у шахматистов земного шара появился новый и молодой лидер – Анатолий Карпов. Он пользуется большой популярностью во всем мире, и, конечно, прежде всего в СССР, особенно среди советской молодежи. Не случайно А. Карпов (вместе с другими выдающимися советскими спортсменами) избран членом ЦК ВЛКСМ.

Анатолий Карпов, несомненно, сильнейший шахматный боец наших дней. Дважды, в 1973 и 1974 годах, ему присуждалась премия Оскара как лучшему шахматисту мира по результатам прошедшего года. 24 апреля 1975 года президент ФИДЕ М. Эйве официально провозгласил его чемпионом мира. Перед Анатолием Карповым открыт трудный путь к новым достижениям. Шахматный мир с удовлетворением встретил заявление нового чемпиона, что он уже в ближайшее время примет участие в крупных шахматных баталиях. Пожелаем ему удачи!

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены