Чем внимательнее вчитываешься в проект Программы Коммунистической партии Советского Союза, тем глубже осознаешь грандиозность и мудрость этого замечательного документа. Четко, коннретно разработаны в нем пути создания материально-технической базы коммунизма. Вот они перед нами - два грядущих десятилетия, облеченные в несокрушимую логику цифр и закономерные выводы марксистско-ленинской науки. Вот она - столбовая дорога, по ноторой мы пойдем к осуществлению высшей мечты человечества - коммунизму. Грандиозен не только план создания материальной базы коммунизма. За строками проекта Программы встает величественный образ нового человека, человека коммунистического общества, в котором «расцветают и полностью раскрываются способности и таланты, лучшие нравственные качества свободного человека». Изучая проект Программы, невольно думаешь: а успеем ли мы за этот короткий срок стать такими, чтобы войти в светлое коммунистическое здание? Чтобы ответить на этот вопрос, надо поближе присмотреться к тому, чем живет сейчас наша молодежь. Не так давно по Большому проспекту Васильевского острова шел паренек, с виду неприметный, обычный, каких на каждом шагу встретишь в Ленинграде. Шел не спеша, по-хозяйски поглядывая по сторонам. Стоп!
- Товарищ, поднимите окурок! Прохожий смущен. Отправляет изжеванную папиросу в урну. Спрашивает:
- А вы, собственно, кто? Из бригады коммунистического труда? Балтийцы? Так я же тоже балтиец. Из 14-го цеха. А для окурков, конечно, есть урны. Факт. Этот маленький эпизод произошел во время рейда, проведенного участниками движения за коммунистический труд. Откровенно говоря, когда мы в город. ском комитете комсомола намечали этот необычный рейд, кое-кто сомневался: «А получится ли?» Но когда активисты пришли в комсомольские организации, в бригады коммунистического труда, рассказали о задачах рейда, все сомнения рассеялись. Участники движения за коммунистический труд отнеслись к идее рейда как к своему кровному делу. Около пяти тысяч разведчиков будущего вышли на улицы города. В один из штабов привели шестнадцатилетнего слесаря Геннадия Лузина. Он оскорбил пожилую женщину. И вот Геннадий беседует с таким же, как и он сам, рабочим парнем. Хулигану явно не по себе, тем более что разговор идет не совсем обычный. Его почему-то спрашивают, где он учится.
- Окончил шесть классов, - бурчит задержанный.
- А почему дальше не пошел?
- С меня хватит, - глядя куда-то в сторону, отвечает паренек, - писать, читать умею, и ладно!
- Зачем носишь этот нелепый перстень? - спрашивают участники рейда.
- Так, для симпатичности... Посмеялись над ним, а секретарь комитета комсомола Балтийского завода Вениамин Прокофьев сказал:
- Ты, парень, подумай о своей жизни. Помозгуй! Не туда ты идешь. Мы с тобой еще обязательно увидимся, потолкуем, шефство над тобой возьмем. Иному может показаться, что подобные факты из деятельности бригад коммунистического труда носят слишком прозаический характер. Неверное, ошибочное мнение! Если вдумаешься, то за такими на первый взгляд будничными делами увидишь дела поистине необычные, которых раньше нигде и никогда не было. Они свидетельствуют о коренном сдвиге в сознании людей. На каждом шагу мы сталкиваемся с фактами, которые говорят о том, что вместе с коммунистическим отношением к труду все более и более развивается глубокое чувство коллективизма. Принцип «каждый за всех, все за одного» становится нормой поведения советских людей. На фрезерном участке одного из ленинградских заводов была, например, такая «традиция»: из года в год каждый рабочий подбирал себе инструмент и хранил его часто просто так, «на всякий случай». У кадровых рабочих нередко скапливались прямо-таки горы всякого инструмента, в то время как многим новичкам его не хватало. И вот по инициативе ударнинов коммунистического труда было решено покончить с этими «собственническими» наклонностями. Не сразу удалось убедить всех отдать накопленный годами инструмент в общее пользование. Раздавались голоса, что инструмент поломают, испортят. Но опасения не оправдались. Ликвидировав «персональные» тумбочки, ударники комтру-да вскоре навели в хранении и использовании инструмента образцовый порядок. Правда, порой в некоторых комсомольских организациях коллективизм понимают узко. Нередко дело сводится и коллективным посещениям кино и театров. Но ведь коллективизм - это внутреннее единство творческих устремлений, товарищеская спайка во всех делах. Коллективизм начинается там, где человек смотрит на свою бригаду, как на свою родную семью, в которой и горести и радости делят вместе, где успех одно. го - общий успех. Коллективизм должен быть и в повседневной заботе друг о друге. Взаимная чуткость вместе с высокой требовательностью шаг за шагом формируют новые отношения между людьми, становятся замечательной школой воспитания. В проекте Программы говорится: «Партия рассматривает молодежь как созидательную, творческую силу в борьбе советского народа за коммунизм». Как же не гордиться нам этой оценкой, как не приложить все силы к тому, чтобы оправдать ее! А это значит, что сегодня мало быть только самому честным и добросовестным в работе, в отношении к окружающим. Главное состоит теперь в другом: не проходить равнодушно мимо того, что нельзя брать с собой в завтра. Разве могут быть спокойны комсомольцы Ленинградского металлического завода, если на их предприятии еще не перевелись прогульщики! Разве может не волновать членов Ленинского союза молодежи с ГОМЗа тот факт, что у части рабочих завода образование ниже 7 классов! Мало сегодня быть только хорошим производственником. Каждый комсомолец должен стать хорошим воспитателем и организатором. Глубокое изучение проекта Программы, задач, которые ставят партия и поавительство перед народом, широкое их разъяснение стали сегодня неотъемлемой частью всей нашей работы. В проекте Программы партия ставит задачу приобщить всех трудящихся к непосредственному управлению государством. Вот почему каждый из нас должен взять на себя опчеделенную долю общественных дел. В Ленинграде много хороших коллективов, где общественная работа стала заботой каждого. Например, все члены бригады коммунистического труда Валентины Никандровой с завода «Светлана» участвуют в общественных делах. Боигадир - заместитель председателя цехкома, Лида Симанкова - агитатор, Нина Асмолова - депутат райсовета, Клавдия Ларионова - инструктор по производственной гимнастике, Галя Кульпанова - член комсомольского бюро, и т. д. Ростки нового все шире проникают в нашу повседневную жизнь. Сегодня в Ленинграде курсируют трамваи и автобусы без кондукторов, работают ма-газины самообслуживания, буфеты саморасчета. Широкое распространение получили библиотеки и книжные магазины со свободным доступом к книжным полкам. Все чаще и чаще на смену милиционерам приходят народные дружинники. В результате за последнее время оказалось возможным снять 102 милицейских поста и пикета. А разве не о большом доверии к человеку говорят выдача зарплаты без кассира, ликвидация на многих предприятиях табельных досок, вручение лучшим производственникам личных клейм?.. Проект Программы вызвал среди молодежи новую волну энтузиазма. Обсуждая этот исторический документ, многие коллективы, борющиеся за звание коммунистических, добавляют к своим заповедям еще и такую: «Нетерпима плесень на здании коммунизма, которое мы возводим. Поэтому мы будем бороться против любых пережитков старого - будь то неуважение к труду или общественной собственности, пьянство или хулиганство, себялюбие или вульгарные вкусы, равнодушие к общественным интересам, распущенность, цинизм, лживость». Именно к этому зовет каждого из нас моральный кодекс строителя коммунизма - закон молодых сердец. Во всех разделах проекта Программы сквозит особая забота партии о воспитании подрастающего поколения. Это поколение должно быть полностью свободно от всех пережитков прошлого. Вот почему партия выдвигает перед комсомолом непременное требование - воспитывать человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. И у нас есть все условия для того, чтобы с честью решить эту важную задачу. Но ленинградские комсомольцы ни на минуту не забывают и о том, что в мире есть еще силы, которым не по нутру наши успехи, наши достижения. Что ж, молодежи города Ленина не занимать славных боевых традиций. На каждый вражеский происк молодые ленинградцы дадут достойный ответ, дадут так, как это делали наши отцы и старшие братья! Успеем ли мы за короткий промежуток времени очистить наше общество от пережитков прошлого? Ответ напрашивается сам собой. Миллионы советских людей, в том числе тысячи и тысячи юношей и девушек, носят в себе уже сегодня черты человека будущего, уже сегодня меряют свои поступки высокой меркой завтрашнего дня. Поэтому мы, молодежь, вслед за партией говорим:
- Нам жить при коммунизме!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.