Захватывающую перспективу действий раскрывает перед нами новая программа ВЛКСМ. На долю ленинского комсомола выпала исключительно почетная роль – быть помощникам партии и советского правительства в выполнении самой величайшей исторической задачи человечества – строительства коммунистического общества.
Осуществлению этой задачи подчиняется вся деятельность ВЛКСМ. Его священной миссией является формирование из молодого поколения советской страны всесторонне развитых, идейно-политически воспитанных, культурных и образованных людей, достойных быть созидателями и членами коммунистического общества. Воспитанию таких людей под руководством партии и посвящает свою деятельность коммунистический союз молодежи. В программе ВЛКСМ, каждая строка которой насыщена сталинской мудростью, четко выражена эта задача:
«ВКП (б) и советское правительство организуют коммунистический строй, – такой строй, где не только отсутствует частная собственность на средства производства и уничтожены классы и эксплоатация человека человеком, но где исчезнут и последние остатки экономического неравенства между людьми; где труд из средства к существованию станет первейшей жизненной потребностью, радостным проявлением творческих способностей человека; где в результате расцвета науки, техники, производительности труда будет достигнуто такое изобилие, такое богатство общества, что принцип социалистического распределения «от каждого по способностям, каждому по труду» будет заменен принципом полного коммунизма «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
В этом обществе окончательно исчезнет противоположность умственного и физического труда. Наука и искусство достигнут небывалого расцвета. Человеческая личность, свободная от всяких пут и оков, получит полную возможность всестороннего развития всех своих талантов и способностей. Каждый человек будет добровольно соблюдать все правила общежития и нормы коммунистической нравственности, необходимость государственной власти исчезнет окончательно.
Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи является массовой беспартийной организацией, примыкающей к ВКП (б), объединяет в своих радах широкие слои передовой, политически грамотной трудящейся молодежи города и деревни. ВЛКСМ имеет своей задачей помощь коммунистической партии (большевиков) в деле воспитания молодежи и детей в духе коммунизма. Сочувствуя программе ВКП (б), ВЛКСМ помогает партии большевиков и советскому правительству в выполнении великой исторической задачи – строительства коммунистического общества...
... Всей своей работой ВЛКСМ, под руководством ВКП (б), воспитывает из рабочей, крестьянской, служащей молодежи и из молодой интеллигенции людей, преданных советской власти, образованных, людей смелых и решительных, не боящихся лишений и трудностей, людей, ненавидящих врагов рабочего класса, людей, для которых «ясность цели, настойчивость в деле достижения цели и твердость характера, ломающая все и всякие препятствия» (Сталин), является их главным качеством».
X съезд комсомола, по прямому совету товарища Сталина, всю свою работу посвятил обсуждению и разбору практических задач, вытекающих из этих положений программы, т.е. задач всесторонней учебы и коммунистического воспитания молодежи.
Условия для осуществления задач, которые поставили перед нами партия и X съезд ВЛКСМ, как нельзя более благоприятны. Эти условия – самая наша сегодняшняя счастливая жизнь, раскрывающая перед молодежью такие возможности, каких и в помине не могло быть раньше. «Советская Молодежь, – говорил тов. Косарев в своем докладе на съезде, – поднялась на небывалую высоту. Ни одно из предшествующих поколений молодежи не имело таких возможностей для своего физического и духовного расцвета, какие имеет советская молодежь. Никогда молодежь не жила и не могла жить в окружении таких исключительных забот, внимания и любви со стороны государства, какое повседневно ощущаем мы – советская молодежь».
Классовое положение молодого человека, вышедшего из семьи рабочего или бедняка-крестьянина, предопределяло его жизненную профессию, к которой он обычно приковывался как каторжник. При этом его уделом в обществе, покоящемся на разделении физического и умственного труда, был в преобладающем большинстве случаев труд физический, труд, лишенный творческой радости, труд, калечивший и ущемлявший его духовную жизнь. Разделение труда при капитализме приводило к убожеству культурной жизни лиц, занятых физическим трудом, в частности к «идиотизму деревенской жизни». Маркс и Энгельс писали:
«...разделение труда делает возможным – больше того: действительным, – что духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов...» («Немецкая идеология». Соч. Т. IV, стр. 22).
Счастье советской молодежи состоит в том, что она благодаря победам ее отцов избавлена от подобной социальной несправедливости. Наша молодежь не знает безработицы и нищеты. Молодые люди нашей страны обладают высшим счастьем – счастьем творческого, разностороннего, ничем не ущемленного труда.
Счастье советской молодежи состоит, далее, в том, что она, будучи избавлена от физического закабаления, не знает и закабаления духовного. И в этом – ее второе решающее отличие от молодежи, живущей в капиталистическом мире.
Советская действительность подсказывает нашей молодежи нормы общественного поведения. Материалистическая наука фундаментирует ее взгляды.
Короче говоря, все условия для небывалого культурного подъема молодежи в нашей стране налицо.
Справедливо поэтому задает вопрос тов. Косарев в своем докладе: что же может оказаться помехой дальнейшего развития нашей молодежи? Что же нужно для того, чтобы наша советская молодежь оказалась на высоте тех гигантских задач, которые решаются сейчас коммунистической партией и всем обществом?
Помехою является недостаток знаний, культурности, образованности. «Наука и культура не стоят на месте, а быстро двигаются вперед, то, что недавно являлось передовым, сегодня может стать и становится отсталым.
Готовности и желания двигать вперёд науку и технику нам не занимать, они у нашей молодежи есть, но одной лишь готовности, одних только пожеланий для этого еще недостаточно» (из доклада тов. Косарева на X съезде).
Вредным, глубоко ошибочным является представление о том, что раз все объективные условия для культурного роста молодежи налицо, то, следовательно, каждому молодому человеку в отдельности не о чем заботиться. Жизнь, дескать, сама подведет его к культуре. Конечно, это абсурд!
X съезд поэтому особенно подчеркивал необходимость для молодежи без чванства, без зазнайства, упорно, по-ленински, по-сталински изучать науку, овладевать современными знаниями.
«Культурность и образованность, – подчеркивал тов. Косарев на съезде, – становятся в наше время главнейшими качествами молодых людей вашей страны».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.