«Забавляя - поучать»

В Кимряков| опубликовано в номере №654, август 1954
  • В закладки
  • Вставить в блог

На светло-сером занавесе нарисованы веселящиеся звери. Один пляшет, другой лапой ударяет по струнам гитары, третий бьет в бубен. А над всей этой веселой звериной компанией крупными буквами надпись: «Забавляя - поучать».

Шум детских голосов постепенно стихает, и в зале наступает тишина. На сцену выходит женщина, здоровается с ребятами и говорит:

- Сейчас я расскажу вам сказку. И не только расскажу, но покажу ее вам...

Занавес поднимается, и перед глазами ребят на фоне леса возникает расписанный цветными узорами сказочный теремок.

- В этом теремке, - продолжает женщина, - нет ни мышки-норушки, ни лягушки-квакушки. Его хозяйка - кудлатая собака Мушка. Но Мушка живет в теремке не одна, а вместе со своими трудолюбивыми друзьями...

И вот на сцене развертывается действие.

Еще раннее утро, а Мушке не спится: у нее сегодня день рождения. Желая приблизить торжество, она выходит на балкон и переводит вперед стрелку миниатюрных башенных часов. Петя-Петушок удивлен и взволнован: почему часы на башне бьют в неурочное время? Но он честно выполняет свой долг. Взлетев на крышу теремка, Петя-Петушок трижды звонким голосом призывает его обитателей к труду. Вот проснулся дикобраз. Потягиваясь, подошел к фонарю, потушил его и, не спеша, отправился в теремок досыпать. Затем прибежала енотовидная собака Шубка. Передними лапами она подняла флаг с надписью: «Сегодня день рождения собаки Мушки».

Не успела Шубка со своим делом управиться, как кошка Дымка подвезла к теремку целый воз мешков с мукой. К телеге подбежали крысы-поварята и стали мешки по лестнице на кухню таскать. Потом енот-полоскун Тишка, достав из колодца ведро воды, начал белье в корыте стирать и на забор его вешать...

Вскоре из окрестных сел пришли гости поздравить Мушку.

Под звуки веселой музыки теремок поворачивается к зрителям своей внутренней стороной. Виден полукруглый, уставленный яствами стол, за которым пирует виновница торжества Мушка...

В зале все время царит веселое оживление. Ребята хохочут, хлопают в ладоши. Но вряд ли кто-нибудь из юных зрителей знает, сколько потратил дрессировщик труда и времени, чтобы заставить «играть» этих четвероногих «артистов».

Для того, например, чтобы научить крыс-поварят снимать с повозки мешочки с мукой (белые подушечки, набитые легчайшей люфой), дрессировщику длительное время приходилось привязывать к подушечкам корм-приманку. Так что в действительности крысы хватают не мешочки, а прикрепленные к ним семечки или кусочки копченой колбасы.

Основатель Уголка Владимир Леонидович Дуров мечтал о создании такого театра, где, показывая «игру» зверей - «артистов», можно было бы одновременно объяснить ребятам, каким путем это достигнуто.

Осуществить идею замечательного русского дрессировщика выпало на долю его дочери Анны Владимировны Дуровой.

В Уголке имени В. Л. Дурова имеется больше двухсот животных. Среди них - слон, умеющий «танцевать», мыши, самостоятельно путешествующие по железной дороге, рыжие и черно-бурые лисы, охотно занимающиеся гимнастикой.

Нередко москвичи видят, как по улицам важно разгуливает житель Уголка В. Л. Дурова слон Пунчи. Его вожаком иногда является маленький Тоник - сын дрессировщика Створа Карели.

Главная, практическая цель Уголка - пропаганда естествознания среди детей. Нужно, например, им доказать, что животное послушно человеку не потому, что оно понимает его язык. Чтобы ребята наглядно убедились в этом, экскурсовод подходит к белому шотландскому пони и проделывает следующий опыт.

- Обратите внимание на мою словесную команду, - говорит экскурсовод. - Крепыш, повернись! - Крепыш поворачивается. - Крепыш, поздоровайся! - и он тотчас же склоняет гибкую, с изящно подстриженной гривой шею.

- Вам может показаться, - продолжает экскурсовод, - что животное понимает смысл моих слов. Это неверно. Пони обращает внимание только на сигналы, которые я незаметно для вас делаю движениями правой руки. Вот вам пример: - Крепыш, не кружись, не кружись, не кружись! - говорит экскурсовод, но пони продолжает кружиться, ибо экскурсовод в это время подает ему соответствующий сигнал.

Так юным посетителям Уголка становится понятно, что животное не «думает» и не «понимает», а действует условно, рефлекторно.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены