За высокую идейность советского искусства

Анатолий Суров| опубликовано в номере №522, февраль 1949
  • В закладки
  • Вставить в блог

Наше родное искусство является могучим средством коммунистического воспитания масс. Крепкими узами оно связано с народом, его жизнью и борьбой. Оно служит народу в борьбе с врагами, помогает ему воспитывать наших людей в духе советского патриотизма, в духе великих идей партии Ленина - Сталина, помогает народу строить коммунизм.

Главная отличительная черта советского искусства и литературы - высокая идейность. Это выдвинуло нашу литературу, театр, кино, живопись, архитектуру на первое место в мире, сделав наше искусство предметом законной гордости великого советского народа.

Только люди без роду и племени, космополиты и антипатриоты, стоящие на враждебных позициях, ненавидящие советскую культуру, могли охаивать и глумиться над лучшими произведениями нашего искусства, принижать их значение.

Так и вели себя представители антипатриотической группы театральных критиков, такие враги советского искусства, погромщики нашей драматургии и театра, буржуазные космополиты, как Ю. Юзовский, А. Гурвич, И. Альтман, А. Борщаговский, Г. Бояджиев, Я. Варшавский, Е. Холодов (Меерович), Л. Малюгин, и другие, разоблачённые в статьях газет «Правда» и «Культура и жизнь».

Эти гнусные отщепенцы, в сущности, вели подрывную, диверсионную работу, пытаясь пустить под откос самые значительные произведения советского искусства и литературы. Они систематически шельмовали советских писателей, подвергали яростным атакам гордость нашей национальной культуры - МХАТ и Малый театр, порочили все лучшие пьесы и спектакли, получившие горячее признание народа.

Враждебная деятельность театральных критиков-космополитов была предметом обсуждения на собрании московских драматургов и театральных критиков, которое состоялось в конце февраля. С докладом «Задачи советской драматургии и театральная критика» выступил заместитель генерального секретаря Союза советских писателей СССР К. Симонов.

На собрании говорилось о большом пути советской драматургии, о её достижениях и дальнейших задачах.

С гневом и возмущением говорили выступавшие в прениях писатели и драматурги, которым дороги интересы советского искусства, о подлой антинародной деятельности безродных космополитов, которые издевались над всем передовым, партийным, народным в пьесах советских драматургов. На собрании были вскрыты новые факты враждебной деятельности группы театральных критиков типа Юзовского, Гурвича и других.

Собрание полностью установило, что антипатриотическая группа критиков имела свою, враждебную советскому искусству, платформу, работала объединённо и организованно, стремясь распространить своё тлетворное влияние на театры Москвы и других городов, проникая в журналы, газеты, театральные объединения.

Эта шайка буржуазных космополитов, поставившая своей целью вредить развитию советского искусства, не гнушалась никакими средствами и методами. И двурушничество, и шантаж, и угрозы, и прямой сговор - всё, чем пользовались контрреволюционные заговорщики, было принято ими на вооружение в их подлой борьбе против советского искусства.

Они стремились уничтожить драматургию Ромашова, Погодина, Корнейчука, Вишневского, Софронова и других.

Они обливали грязью каждую новую пьесу о нашей партии, о советских патриотах.

Они хотели перессорить советских драматургов, чтобы потом поодиночке можно было их перебить. Они вбивали клин между Комитетом по делам искусств и Союзом советских писателей, дискредитировали их деятельность. Они засели на важнейших рубежах - в газетах, в журналах - и с этих снайперских позиций наносили удары.

Мы даже не знаем ещё, сколько талантливых пьес и новых авторов не досчитываемся мы в результате подрывной деятельности этого отребья!

Безродные космополиты, как теперь стало известно, орудовали также и в литературе, и в живописи, и в музыке, и в кинодраматургии.

Антипатриоты типа Л. Субоцкого, Д. Данина, И. Рунина, Ф. Левина и других с позиций буржуазного космополитизма, формализма и эстетства пытались оплёвывать лучшие произведения советской литературы, заслужившие широкое признание нашего народа. Взять, например, книгу Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Герой повести Маресьев стал любимым героем нашей молодёжи. А вот лжекритик Субоцкий посмел охаять эту повесть, обвинив её автора, как и других передовых советских писателей, в «квасном патриотизме», в идеализации русского народа. Как бы ни маскировался Субоцкий, но в подобной «критике» можно усмотреть только злопыхательство безродного космополита. Ничем не отличается от Субоцкого и буржуазный космополит Данин, оклеветавший такие лучшие произведения советской поэзии, как «Колхоз «Большевик» Н. Грибачёва, «Флаг над сельсоветом» А. Недогонова и другие поэмы послевоенного времени.

Критики-космополиты в области советской живописи и скульптуры О. Бескин, А. Эфрос, И. Маца и другие тянули советских художников к декадентским выкрутасам, к аполитичности и безыдейности и всячески третировали и поносили художников-реалистов. Своей вредительской деятельностью эти лжекритики нанесли большой урон советской литературе, советскому искусству. Они стремились заразить своим тлетворным влиянием нашу молодёжь, студенчество. В театральных студиях, в ГИТИС, ГИК, в Литературном институте имени Горького, в Консерватории, в кабинетах ВТО, на дискуссиях и семинарах они прививали молодым людям ненависть к советскому театру, искусству, литературе.

Среди преподавателей ГИТИС долгое время подвизались Г. Бояджиев и Л. Малюгин. Основными учебными пособиями в институте служили такие глубоко порочные писания, как «История западноевропейского искусства» Г. Бояджиева и А. Дживилегова, «История русского театра» Б. Алперса, и другие. В этих «историях» утверждается приоритет западноевропейской культуры, идеализируются реакционные явления в истории западноевропейского театра и, наоборот, всячески принижается русская культура, величие русского театра. «Научные руководители» умышленно уводили студентов от советских тем.

В своих подлых «учебниках», «монографиях» и других дрянных книжонках они оболгали великих русских классиков Островского, Чехова, Горького, недвусмысленно заявляли, будто русской национальной драматургии вообще не существует.

Из года в год, изо дня в день они отравляли сознание нашей молодёжи ядом космополитизма. Эти «беспачпортные бродяги», не довольствуясь своей преступной деятельностью в печати и аудиториях театральных училищ, разъезжали по стране с путёвками ВТО и «инструктировали» театры. У них была даже своя сеть на местах - всякие дрейдены, цимбалы и другие - такие же подлецы, как и они сами.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены