На вопросы журнала «Смена» отвечает заведующий отделом студенческой молодежи ЦК ВЛКСМ В. И. Шостаковский
Вопрос. Как известно, подготовка молодых специалистов не ограничивается тем, что получают они на лекциях и семинарах, в лабораториях и на производственной практике. Не можете ли вы сказать, каково сегодня основное направление работы комсомола в вузах в свободное от занятий время!
Ответ. В решениях XXIII съезда партии, в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране» перед советскими вузами и комсомолом поставлена задача всестороннего повышения уровня подготовки молодых специалистов. Эти вопросы обсуждались и на III пленуме ЦК ВЛКСМ. Думается, сегодня уже нет необходимости доказывать, что высшая школа призвана не просто готовить специалиста в какой-либо отрасли знания, она должна выпускать в жизнь человека духовно всесторонне развитого, человека, равно обладающего профессиональными знаниями, умением — и желанием! — быть общественником, организатором.
Молодое поколение должно выносить из стен вуза способность успешно трудиться в сложных условиях. Известно, сколь быстр сегодня темп научно-технического прогресса, как непрерывно развиваются общественные отношения, насколько повышается профессиональный и культурный уровень советских людей. В этих условиях полноценный специалист должен быть прежде всего коммунистически убежденным человеком, должен уметь отстаивать и проводить в жизнь марксистско-ленинские идеалы. Кроме того, такие качества, как самостоятельность, инициатива, умение контактировать с людьми, перестают быть только личными достоинствами (или — при их отсутствии — личными недостатками) и становятся общественно важными.
Образование и воспитание в вузе — единая комплексная задача.
В этой связи, например, очень характерен единый план идейно-воспитательной и культурно-массовой работы Ленинградского ордена Ленина политехнического института имени М. И. Калинина. В этом плане предусматривается и улучшение учебного процесса; поиск наиболее результативных форм идейно-политического и нравственного воспитания молодежи; нахождение новых методов в культурно-массовой деятельности; и, наконец, перенесение центра воспитательной работы непосредственно в студенческую группу. Вневузовская работа органически входит во все разделы плана.
Если же пытаться определить основные направления, по которым комсомольские организации вузов ведут работу со студентами во вне-учебное время, то, пожалуй, их можно было бы — разумеется, несколько условно, как при любой классификации, — определить так:
— воспитание гражданственности, общественно-политической зрелости;
— повышение качества профессиональной подготовки;
— участие в производственной и культурной жизни страны;
— формирование того комплекса качеств личности, которые можно назвать «душевной грамотностью».
Вопрос. Расскажите, пожалуйста, о наиболее интересном опыте работы по названным вами направлениям в различных вузах.
Ответ. Прежде всего, говоря о школе политического воспитания, нужно подчеркнуть, что мы считаем необходимым, чтобы общественно-политическая практика студентов стала обязательным элементом изучения общественных наук. Личное участие в идеологической работе партии имеет принципиальное значение в воспитании молодежи.
Во многих вузах Тюменской области студенты, изучающие научный коммунизм, должны выступить с лекцией на общественно-политическую тему перед трудящимися своего города. На философском факультете Уральского университета ставится вопрос о том, что каждый студент должен стать пропагандистом в сети комсомольского просвещения.
Все более широкое распространение получают клубы молодых марксистов. Заседания такого клуба в Латвийском университете проходят всегда очень активно, там заслушиваются интересные сообщения, идут горячие споры по различным актуальным вопросам.
Хорошей формой политического воспитания студентов служат школы молодых лекторов, созданные во многих вузах страны комсомольскими организациями совместно с кафедрами общественных наук. Тут можно было бы привести много цифр. Но достаточно сказать, что, например, только в одном Институте народного хозяйства имени Г. В. Плеханова за пять лет подготовлены сотни пропагандистов-международников, которые и в период учебы и после окончания института ведут кружки, читают лекции.
Бесспорно, что в процессе этой работы студенты не только начинают активнее относиться к изучению общественных наук и более серьезно усваивают марксистско-ленинскую теорию. Встречаясь со слушателями, разбираясь в возникающих вопросах, они учатся применять теорию к решению практических задач и, что не менее важно, вырабатывают реалистические взгляды на жизнь, готовятся определить свое — именно свое — место в решении задач коммунистического строительства.
Не так давно, как известно, в Ленинграде прошла Всесоюзная студенческая научная конференция, явившаяся итогом конкурса студенческих работ по общественным наукам. И конференция, конкурс показали, насколько серьезен и теоретически глубок интерес у нашей молодежи к марксистско-ленинской науке.
Удачной формой патриотического воспитания молодежи являются походы по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Студенты вузов Москвы, Ленинграда, Минска, Одессы, Гродно и многих других городов горячо включились в это движение. Чрезвычайно важно, чтобы в этой области воспитания не появилось тенденции к «проведению мероприятия», комсомольские вожаки каждый раз находили интересную, эмоциональную форму.
Студенты Одесского мединститута уже несколько лет изучают историю и боевой путь дивизии Котовского. И вот когда участники похода в Буденновском форме, на конях и тачанках, под боевыми знаменами дивизии совершали очередной поход, рассказывали молодежи о подвигах котовцев, пели песни времен гражданской войны, — это было подлинно живое соприкосновение с легендой.
А студенты МГУ недавно отправились на родину Ломоносова. Прекрасная идея: побывать там, где родился великий зачинатель русской науки, взять своеобразное шефство над теми местами и направить туда специальный строительный отряд.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.