И еще один вопрос, который не должен упускаться из виду местными партийными, советскими и комсомольскими организациями – это совершенствование работы коммунального хозяйства, ускоренное строительство очистных сооружений. Эти меры, как я уже говорил, предусмотрены региональной схемой, но важно добиться их скорейшей реализации.
Совместно с Минводхозом СССР Министерство морского флота и другие ведомства наметили последовательность переоснащения транспортных средств установками для очистки стока, выпуска плавучих нефтемусоросборщиков и судов нового класса, оборудованных сепараторами. Например, немало настойчивости понадобилось Минводхозу СССР для того, чтобы на всех судах ввели специальные журналы контроля. Теперь госинспектор в считанные минуты может выяснить, какие грузовые операции с нефтью и нефтепродуктами совершены, где и когда переданы на береговые сооружения балластные и сточные воды.
Минморфлот в Межведомственном комитете по Балтике заслужил высокую оценку за точное соблюдение сроков оснащения материальной базы прогрессивным оборудованием, оснасткой. Его конструкторами разработан танкер «Крым» – первый в мире, полностью отвечающий стандартам, установленным Международной конвенцией по борьбе с загрязнением моря. Благодаря двойному дну судно не разольет нефть, если даже сядет на мель. Проведены уже ходовые испытания танкера «Победа», лучше всего подходящего для условий Балтики. Двенадцатиметровая осадка позволяет ему заходить в устья рек, в шестнадцати его танках можно перевозить четыре вида нефтепродуктов. Для нас, водников, важно, что танкер не надо загружать балластом, а значит, и не надо промывать емкости. Намечено построить целую серию таких судов, которые придут на смену танкерам, срок эксплуатации которых истекает.
И тем не менее во всех крупных портах Советской Прибалтики создаются береговые и плавучие станции очистки нефтесодержащих вод с судов. Дело в том, что в отличие от действующей Международной конвенции Балтийская исключает даже частичный сброс за борт остатков от промывки и малотоннажных танкеров. В целях контроля уже два года ведется необычный эксперимент: перед заливкой в танки нефти в нее добавляют комбинации мельчайших частиц металла, особые для каждого судна. Репутация капитана теперь будет во многом зависеть от его добросовестности. Со временем подобные индикаторы получат все танкеры, курсирующие по Балтике.
Видимо, недалек тот день, когда сбрасывать в море топливо станут лишь в крайних случаях. И не потому, что можно легко обнаружить нарушителя. Переработка стоков, как показывает опыт сооружения и эксплуатации Вентспилской перевалочной нефтебазы, выгодное дело. В среднем за год на ее очистных сооружениях сепарируют около двух миллионов кубометров балластной воды и получают свыше 25 тысяч тонн нефти, которая как бы возвращается из небытия. В Клайпеде таким образом регенерируют мазут, сбывая его потребителям по цене 20 рублей за тонну. По крохам собирается немало топлива. При крупных сбросах, что возможно в аварийных ситуациях, большую роль играет оперативность наших служб. Для этого создано специальное мобильное формирование в Риге, оснащенное современной техникой. Локализовать распространение нефти позволяют и боновые заграждения, устанавливаемые повсеместно.
Борьба против загрязнения с судов ведется активно, широким фронтом. Куда сложнее остановить мутные потоки, выливающиеся в каналы, коллекторы, трубы. В ряде стран в ближайшие годы предполагается пропускать основную часть стока через станции очистки, хотя произойдет не полное прекращение сброса в море, а лишь снижение загрязняющей нагрузки в сравнении с нынешней. Актуальна проблема нейтрализации средств защиты растений, пестицидов, а также использования стоков животноводческих ферм для орошения сельхозугодий. Что касается Советского Союза, то у нас масштабы водоохранных работ значительно возросли. Только за период между подписанием и ратификацией конвенции, то есть в течение неполных шести лет, 178 промышленных предприятий и 43 города балтийского побережья, загрязнявшие прежде море, прекратили сброс неочищенных вод. А всего на водоохранные мероприятия затрачено около миллиарда рублей, причем уровень концентрации ряда загрязнителей значительно снижен в Финском, Таллинском, Рижском, Пярнуском, Вислинском заливах. Достаточно сказать, что в советских прибалтийских республиках и в Ленинградской области построено и сдано в эксплуатацию 1500 очистных сооружений, большинство из них в бассейнах рек, впадающих в Балтийское море. Только в Эстонии введено в эксплуатацию более 900 очистных станций, что позволяет очищать 80 процентов сточных вод сельских районов республики. В тех случаях, где это необходимо, предусмотрена химическая доочистка стоков.
В крупнейшем городе Балтики – Ленинграде, например, создаются канализационные биологические очистные сооружения, расчетная мощность которых – 5,5 миллиона кубометров в сутки. На многих предприятиях возводятся локальные установки. Улучшается санитарное состояние городских каналов за счет аэрации потоков, удаления донных отложений, разделения стоков. В 1985 году в Ленинграде, городах и поселках области будет полностью прекращен сброс неочищенных вод. Завершается сооружение комплекса канализации и в Таллине. По огромным коллекторам-туннелям сточные воды поступят на главную насосную станцию. Пройдя химико-биологическую очистку, они практически чистыми будут поданы через глубоководный выпуск в открытый залив. Уникальные полиэтиленовые трубы для этих коллекторов, кстати, изготовлены по заказу СССР в Финляндии. В свою очередь, методика расчета морских водовыпусков, предложенная учеными Таллинского политехнического и Ленинградского инженерно-строительного институтов, используется нашими финскими коллегами.
Примеров технического сотрудничества, делового обсуждения проблем между странами – участницами конвенции немало. Советский Союз в рамках постоянно действующей комиссии и ее научно-технической и морской рабочей групп с местопребыванием в Хельсинки вносит заметный вклад в осуществление договоренностей по Балтике. В частности, учеными нашей страны рассматриваются практические пути создания мониторинга физико-химических и биологических показателей морской воды, изучаются возможности интеркалибрации методов и средств контроля, разрабатываются единые требования к водоохранному оборудованию судов и портов.
Балтика – очень чуткое к загрязнениям море, и тут многое зависит от хода выполнения национальных программ защиты ее акватории. Ратификация Верховным Советом СССР Конвенции по защите морской среды Балтийского моря накладывает на министерства и ведомства еще большую ответственность за своевременное выполнение водоохранных работ.
Балтика должна стать чистым мирным морем.
И будет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.