- А ты?
- Я иду работать в Мадрид.
- А ты?
- Над нами нет начальников! - закричало сразу несколько голосов.
- Я здесь начальник! - сказала женщина. - И первого, кто попробует уйти в Мадрид, пристрелю на месте!
Один выступил вперед:
- У меня убили брата. Женщина сурово ответила:
- А я не знаю, где мои дети.
- Мы еще не ели сегодня.
- Я тоже.
И юноша стал понимать, что был трусом. Почему он дал увлечь себя другим? Безоружный, испуганный, бежал он в Мадрид. Когда он отдохнул и кровь сильнее заструилась в его жилах, его охватила тоска. Известия с фронта были печальны (война лишь начиналась, и республиканская авиация была еще слаба и не имела сил отражать воздушные налеты фашистов). К тому же бойцы не знают винтовки, стреляют не целясь. И слишком много спорят. Даже боеспособные части, которых становится все больше, остаются открытыми с флангов из-за тех, кто не признают никакой дисциплины. Но теперь этому конец.
Через несколько дней он снова был на фронте.
Дружинники держались неплохо, но приползли вражеские танки и нагнали страху. Тогда рванулись вперед республиканские динамитчики. Динамит действует отлично. Они сумели задержать танки - и дружинники успели перестроиться. Но слишком силен был напор, - снова дрогнули республиканские ряды...
И тут все увидали новые шеренги бойцов, которые спокойно, с поднятой головой, шли в атаку, как бы не слыша свиста пуль. Они шли, держа штыки наизготовку, и пели «Интернационал». Защитники республики слушали его так, как будто одна эта песня была сейчас в мире.
Ровные шеренги идут вперед, за ними устремляются остальные. Песня затихает. Тогда слышится треск пулеметов. Это была первая битна, которая закончилась победой.
Юноша, закутанный в свой плащ, не чувствует сырости земли. Он уже не один: он верит в своих товарищей и командиров.
Да, правы те, кто говорит о дисциплине: дисциплина нужна, чтобы удержать завоеванное и добиться окончательной победы.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.