Юй-Гун передвигает горы

Савва Кожевников| опубликовано в номере №680, сентябрь 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Во многих местах стояли, подняв свои руки над остовами сооружаемых зданий, длинноногие краны. Светились переплеты арматуры, железных конструкций. Между зданиями лежали груды взъерошенной земли, щебня. Во всем этом чувствовалась возвышающая человека созидательная жизнь.

И только на заднем плане торчали останки взорванного чумно - тифозного завода. В Чанчуне я познакомился со многими рабочими. Здесь же встретился с механиком У Таном, о котором упоминалось в начале очерка. Случилось это так. Я узнал, что один из рабочих, по фамилии Пань Сяо - ли, недавно вернулся с производственной практики, которую он проходил на Московском автозаводе, и попросил познакомить меня с ним. В контору завода стремительно вошел смуглый улыбающийся молодой человек в очках и, протянув руку, отрекомендовался шутейно:

- Мое имя Сяо - ли, что значит «маленькая сила». Видите, какой я тонкий и низенький. Что касается фамилии, то по отцу я не Пань, а У.

- А чья же фамилия Пань?

- Тоже отца, - ответил, улыбаясь, Сяо - ли. - Дело в том, что у него две фамилии... Может быть, вам лучше сначала побеседовать не со мной, а с отцом?

- Он тоже здесь, на заводе?

- Все мы здесь: и отец, и старший и младший братья, и моя жена, и жена старшего брата.

Мы условились о встрече.

Вечером вся «династия» У пришла в гостиницу. Я встретил их на лестнице. Впереди шел высокий, широкоплечий, немножко грузный старик. Нетрудно было догадаться, что это глава семьи. Маленький Сяо - ли шел вместе с братьями, такими же высокими, как и отец.

Мы проговорили до глубокой ночи. Это была беседа с шутками, остротами, смехом. С врожденным чувством юмора У Тан рассказывал:

- Да, правильно: когда Пу И стал императором, я был учеником слесаря. Встречаться с ним мне действительно не довелось. Да и зачем? Я знал: бивень слона не вырастет во рту собаки. Надо было бороться с настоящими врагами.

У Тан вступил на путь революционной борьбы еще в юности. Переезжая из города в город он вел подпольную работу. А когда японцы провозгласили Пу И императором своего вассального государства Маньчжудиго, У Тан взял в руки винтовку.

В 1940 году он пришел в освобожденный район и начал работать в оружейных мастерских. Семья жила на территории, занятой противником, и, чтобы не подвергать ее опасности, У Тан изменил фамилию - стал Пань.

Вскоре в эти же мастерские пришел работать средний сын - Сяо - ли. Его все стали звать Маленький Пань. Тогда - то юноша Сяо - ли и приобрел новую фамилию, которую он хочет сохранить в память о боевых революционных годах.

В 1947 году У Тан собрал всю свою семью, рассеянную по разным городам Северо - Западного Китая, и через Корею переехал в Дальний, на заводы, освобожденные от японцев.

Семья воинов стала семьей индустриальных рабочих. И когда в 1953 году началось строительство первого в стране автомобильного завода, «династия» У приехала в Чанчунь. Старика У Тана назначили начальником бюро контроля техники безопасности. Сяо - ли и Я - чжоу прошли обучение в Советском Союзе и сейчас работают: первый - мастером в инструментальном цехе, второй - старшим мастером в цехе сборки автомобилей. Младший, Хуа, работает тоже на заводе - переводчиком: он окончил институт русского языка.

- Работать здесь, - сказал У Тан, - почетно.

... В Китае очень популярна старинная легенда о дедушке Юй - гуне, умевшем убирать со своего пути горы. Вот такой же титанической работой занят сейчас народ Китая. Он убирает гору - и через Уцяолинский хребет проводит железнодорожную магистраль, переносит на своих руках другую гору - и возникает Фуцзилинское водохранилище, уничтожает зачумленную японскими милитаристами гору в Чанчуне - и поднимает корпуса автомобильного завода.

На пути создания крупной индустрии в Китае еще много гор. Они будут срыты. Великому народу под стать решать великие дела.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены