Язык высоких эльфов — это не игрушка сумасшедших толкиенистов, а один из гениальнейших филологических проектов XX века.
1931 году Джон Рональд Руэл Толкиен, профессор англосаксонского и английского языков в Оксфорде, прочёл лекцию, озаглавленную «Тайный порок». Посвящена она была отнюдь не гомосексуализму или опиумокурению, а… созданию вымышленных языков. Толкиен говорил о своём желании «создать несуществующий, сказочный язык, который доставлял бы эстетическое наслаждение».
Профессор несколько лукавил — к этому моменту он занимался разработкой вымышленных языков уже более пятнадцати лет. И продолжал этим заниматься до самой своей смерти. Результат впечатляет: в Средиземье, вторичном мире, заботливо созданном и обустроенном автором для своих книг, существует больше десятка известных нам языков. Язык рая, языки эльфийских и человеческих племён, тайный язык гномов, черное наречие… Однако наиболее полно проработан и лучше знаком исследователям творчества Толкиена квенья — древний язык высоких эльфов.
Работать над этим языком Толкиен начал не позже 1915 года — именно в этом году он (а было ему на тот момент 23 года) составил Qenya Lexicon — первый список эльфийских слов. О более или менее проработанном грамматическом и фонетическом строе можно говорить к концу 30‑х годов, но переработки и дополнения — незначительные на взгляд профана, но безумно важные филологу и лингвисту — появлялись даже в 50‑х. В одном из своих писем Толкиен писал: «Будучи филологом от природы, я начал с языка и втянулся в придумывание «легенд», обладающих сходным «вкусом». Поэтому параллельно с языком создавалось описание народа, на нём говорившего, — эльдар, или высоких эльфов. Был создан их эпос, их космогония… А потом из этого родился «Властелин колец».
Сам Толкиен описывал место квенья в мире своего творчества так: «Архаичный язык мудрости, что‑то вроде эльфийской латыни. <…> Это высокий эльфийский язык, или, его собственными словами, квенья». Само слово «квенья» означает просто «эльфийский». Основным источником для создания квенья послужила, разумеется, латынь и ещё два языка, которые «доставили… фоноэстетическое удовольствие», — финский и греческий. Плюс, вероятно, валлийский.
Первична для автора была фонетика, благозвучие — и действительно, эльфийский язык звучит крайне мелодично. В нём нет свистящих и шипящих звуков, жёстких [ч] и [дж], да и вообще очень мало согласных. Кроме того, слова почти никогда не начинаются с громоздких сочетаний согласных и не заканчиваются ими.
Грамматика языка крайне сложна. Например, существительные изменяются по десяти падежам и четырем числам. Глаголы имеют характеристику класса, времени, вида. Артикли, причастия, местоименные суффиксы, притяжательные окончания, пожелательные формулы… Толкиен был филологом до мозга костей, а квенья был его любимой игрушкой в течение всей жизни. По выражению сына учёного, «языком его сердца».
Неудивительно, что сейчас по грамматике и фонетике этого языка защищают диссертации. Кстати, лингвисты почти с уверенностью относят не существовавший на Земле язык вымышленного народа к финно-угорским языкам.
Помимо сложной грамматики и красивой фонетики квенья обладает ещё и письменностью — сложной и красивой. Точнее, систем письменности две: рунический кирт и алфавитный тенгвар.
Чисто внешне кирт похож на немного переработанный футарк — реальный древнегерманский рунический алфавит. В мире Средиземья он использовался самыми разными народами для нанесения надписей на дерево или камень, особого мистического значения, в отличие от скандинавских рун, не имел. В целом эта система более упорядочена и логична, чем привычная руническая. Одна руна соответствует одной фонеме, слова разделяются точкой, имеется система дополнительных обозначений, например, перевёрнутый знак означает придыхание. Всего кирт содержит 60 знаков.
Тенгвар (в переводе с квенья — «буквы») состоит из 24 основных знаков и ряда дополнительных. Гласные обычно не пишутся, вместо них используются огласовки, как в семитских языках нашего мира, но существует и полный вариант записи, с гласными. Знаки тенгвара имеют закруглённые очертания, пишутся обычно кистью, слева направо и сверху вниз.
«Списком Сводеша» называется набор базовой (или «ядерной») лексики, который теоретически наличествует в любом человеческом языке. Минимальное число важнейших лексем — сто. В квенья существуют девяносто три слова из этих ста (в частности, в нём почему‑то нет слов «дым» и «хвост»). Наверное, это потому, что язык нечеловеческий…
Впрочем, в квенья есть множество других слов, возвышенных и образных, красивых и редких. На этом языке вполне можно писать стихи. Или молитвы. Например, вот так выглядит перевод «Отче наш» на эльфийский язык в латинской транскрипции:
Átaremma i ëa han ëa
na aire esselya
aranielya na tuluva
na care indómelya
cemende tambe Erumande:
ámen anta síra ilaurëa massamma
ar ámen apsene úcaremmar
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
комментарии
Письменность тенгвар не только красива, она ещё стойна и логична. Сам Толкин писал с помощью тенгвар не только на своих языках, но и по-английски. Тенгвар также можно приспособить и к русскому языку (http://hex.pp.ua/tengwar.php). Энтузиасты со всего мира также придумали множество разных "схем", чтобы приспособить тенгвар к языку своей страны.