Ямуга

А Морозов| опубликовано в номере №463-464, сентябрь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

На колхозной электростанции

За годы новой сталинской пятилетки мощность сельских электростанций резко возрастёт. В 1950 году она достигнет 2 269 700 киловатт. Как велика эта цифра, видно из того, что в 1913 году в России мощность сельских электростанций была лишь 2 тысячи киловатт.

В строительстве электростанций в сёлах активную роль играют комсомольцы. Об одном из таких электрификаторов-комсомольцев и рассказывается в очерке «Ямуга».

Река Сестра возле колхоза «Ямуга», Клинского района, течёт так тихо, что даже вокруг кленовых листьев, спланировавших на её поверхность, медленно разбегаются широкие кольца.

Только у плотины слышен шум воды, падающей с высоты двух метров, и пана белыми клочьями осыпает позеленевшие брёвна нижнего ряжа.

Плотина недавно восстановлена, и на ней повсюду выделяются свежие «латки» и надстройки. Пробитая каска, ржавеющая на берегу, только и напоминает о тех, кто поднял руку на это мирное и такое далёкое от широких дорог войны сооружение.

Ненастным осенним утром электромонтёры Анатолий Засорин, Павел Шмелёв и Алексей Морозов переходят плотину я открывают гидростанцию.

Шмелёв поднимает щиток лотка, подводящего воду к турбине, а Засорин становится у распределительной доски. Он ещё совсем молод, но у него суповое лицо много повидавшего человека. Оно странно смягчается, когда электрик смотрит на свои машины и приборы.

Освобождённая вода ударяет лопатки турбины, и шкив в полу начинает вращаться.

- Поехали! - говорит Засорин.

Пол гидростанции содрогается, словно палуба парохода, и действительно кажется, что маленький домик, похожий на сказочную избушку, отправился в дальнее плавание. Засорин не отрывает глаз от вольтметра, стрелка которого медленно подползает к цифре 400. Щёлкают включаемые рубильники - гидростанция колхоза «Ямуга» дала на линую ток...

Монтёры, звеня электрической «амуницией», выходят на работу. Они «дут вдоль проводов, прорезавших всю «Ямугу», зорко следя, нет ли разбитых изоляторов, не провис ли где-нибудь провод.

На войне Засорин был связистом. По привычке он порою опускает голову, и его глаза настороженно ищут в кустах серую жилку полевого кабеля. Стоит только отвлечься от окружающего - и тотчас в памяти возникают другие дороги: Смоленск, Ржев, Вязьма, Ново-Сокольники... Ещё и теперь ночью иногда в ушах звучит голос капитана Сидоровн, вызывающего коммутатор: «Р-р-радуга», «Р-р-раду-га»...

Линия приводит монтёров к молотилке, стоящей на крытом току.

За десять лет работы много моторов установил комсомолец Анатолий Засорин. Он электрифицировал на 1-м подшипниковом заводе его цеха, чистые и светлые, как операционные залы. Он помогал налаживать и пускать точные станки, машины, выполняющие такие сложные движения, что не трудно поверить в их способность думать. По сравнению с этим установка мотора для молотилки - совсем пустяк. Засорин мог бы выполнить её с закрытыми глазами. Но здесь, на краю села, среди свежих копён, стоящих вдоль тока, электрический мотор, вращающий вал молотилки, вызывает у него особые чувства.

Победа человека над силами природы становится для него необыкновенно ощутимой: вот поля, производящие хлеб, вот уже убранные копны - и тут же, в нескольких шагах от размытой дороги, электромотор.

На его фундаменте, согнувшись, сидит семидесятилетний дед. Сколько зерна прошло через его руки, сколько труда отдал он земле! Что думает он сейчас, как представляется ему чудесное превращение энергии ленивой Сестры в работу электромотора, обмолачивающего зерно?

Мотор монотонно жужжит. Старик кладёт узловатые пальцы на корпус машины и улавливает вибрацию. Его грубая ладонь осторожно сбрасывает с моторчика солому, стирает пыль. Он гладит серый металл, словно спину трудолюбивого и терпеливого животного.

- Машина чистоту любит, - говорит дед Анатолию. - Ты дай-ка мне тряпочку, я её вытирать буду...

Засорин объясняет деду, каких частей мотора нельзя касаться во время работы.

- А то убьёт! - говорит монтёр.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Без права на жизнь

Встречи с китайской молодёжью