Пьеса В. Добровольского и Я. Смоляка в Московском театре драмы
Молодые драматурги Владимир Добровольский и Яков Смоляк написали пьесу «Яблоневая ветка». В ней использованы мотивы повести В. Добровольского «Трое в серых шинелях». Однако пьеса отличается от повести и представляет собой самостоятельное драматургическое произведение.
... Ярко освещена прожекторами цветущая ветка яблони на фоне тёмнокрасного бархатного занавеса. Яблоневая ветка! Символ цветения жизни, молодости, свежести. Это как бы эпиграф к спектаклю, образное раскрытие его идейного смысла.
В дни войны в городском парке упала бомба. Взрывная волна искалечила яблоню, но не вырвала из земли крепких корней. И вот снова цветёт яблоня.
Вспоминая всё пережитое, герой пьесы Виктор Черкашин в мыслях невольно обращается к розовым лепесткам яблони и говорит:
- Важно, чтобы корни крепкие были, а жизнь зацветёт, станет ещё красивее.
Основные роли в пьесе играют молодые актёры театра. Для многих на них работа над «Яблоневой веткой» - первая большая роль, первый успех.
Молодые драматурги, молодой режиссёр, молодые актёры - всё это придало спектаклю особое звучание.
Правда, не всё ещё удалось сделать постановщику (народный артист СССР Н. Охлопков), но в спектакле есть главное: сила и целеустремлённость нашей молодёжи, её жизнерадостность, её нетерпимость к любым отступлениям от норм советской морали. И потому с такой страстностью выступает Виктор Черкашин против индивидуалистических черт в характере Бориса Ивнева, потому так остро спорит Нина с Володей, выступая против его самоуспокоенности, помогает ему разобраться в своих ошибках.
Трогательным вниманием окружают студенты инвалида Отечественной войны однокурсника Че - мезова. Он дорог и близок им, несмотря на то что никто из них не знал его раньше. С такой же страстью, как борются за жизнь Чемезова, они помогают друг другу в учёбе.
В центре пьесы и спектакля образ парторга физико - математического факультета университета Виктора Черкашина. Вчерашний фронтовик, вернувшись в родной университет, он становится вожаком молодёжи. В исполнении молодого артиста Александра Холодкова Виктор - волевой, целеустремлённый, обаятельный человек. Виктор Черкашин, - по сути, первая большая работа начинающего артиста, недавно окончившего студию театра имени Вахтангова.
С особенной силой проявляется принципиальность и воля Виктора в столкновениях с Борисом Ивневым, который проповедует борьбу за свой узко индивидуалистический план жизни.
Азартно и хвастливо Борис провозглашает.
- У меня есть свой, личный план... Этот план зависит не от распоряжений деканата и не от решений производственных совещаний, а от меня самого.
Виктор спокойно резюмирует:
- Ты сам назвал свой план личным, и я теперь понимаю смысл этого названия.
И когда Борис, увлекшись, начинает говорить о своём намерении стать «человеком со званием и должностью», Черкашин - Холодков сдержанно уточняет:
- Да. Доцент, профессор – это правильно. Это - звание, должность. Но при всём этом существует высшая должность - превосходная должность на земле - быть человеком!
Борис демагогически защищает свою «теорию».
С негодованием слушают студенты разглагольствования Ивнева. И вдруг, не сговариваясь, каждый из них гневно и резко бросает ему слова упрёка.
Образ Бориса удался актёру Малашенно. Хорошее впечатление оставляет игра заслуженной артистки РСФСР, лауреата Сталинской премии Т. Карповой в роли секретаря комсомольской организации факультета Нины Воронцовой.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.