Они остались втроём, когда началась война: мать, Николай и совсем маленький Виктор. Заботы о матери и брате легли на четырнадцатилетнего Николая.
Теперь, когда смотришь на него, широкоплечего, хорошо сложенного молодого человека с уверенными, сильными руками рабочего, трудно представить себе мальчика - школьника, каким он был десять лет назад, - с неокрепшим телом, с пальцами, привыкшими пользоваться только пером да принадлежностями различных мальчишеских игр. Что он мог сделать тогда? А он хотел, во что бы то ни стало хотел участвовать в общей борьбе с врагом, в защите Родины...
Нередко люди, добившиеся больших успехов на определённом поприще, потом заявляют: «Эта деятельность всегда была моей мечтой. Чуть не с пелёнок я уже стремился быть тем, кем стал теперь».
Николай Чикирёв просто говорит, что, учась в средней школе, никогда не думал о профессии токаря и, в сущности, очень смутно представлял её себе. Он знал только одно: машина, станок подчиняются не силе, а уменью, навыку, сообразительности - и решил испытать себя на заводе. Может быть, он окажется не хуже других?
Николай поступил на завод имени Орджоникидзе, где создавались всевозможные станки для обработки металла. Здесь, во втором механическом цехе, мальчик понял, что каждое спокойное, точное движение рабочего - удар по врагу. Дежуря по ночам на крышах, глядя на разрывы фугасок, на висящие в воздухе «люстры», рассеивающие зловещий мертвенный свет, Николай давал себе слово как можно скорее сделаться настоящим, хорошим станочником. Но это было не так - то просто.
Порою, встречая взор Николая, сменный мастер Дмитрий Яковлевич Тимошин ясно улавливал в нём призыв: «Помоги!»
- Учись, - говорил тогда Тимошин, устало улыбаясь. - В этом весь секрет нашего мастерства.
И мальчик учился: у Тимошина, у токаря Вотановского, у других рабочих.
Среди станков, дрожавших от напряжения, Николай впервые познал силу коллектива, силу людей, объединённых общей целью.
Летом 1942 года, когда начались яростные бои за Сталинград, Николай Чикирёв вступил в комсомол. Ему, как солдату, хотелось в тяжёлую минуту чувствовать локоть соседа, и комсомол дал ему это чувство. Ещё сильнее захотелось Николаю быть полезным и нужным Родине. Он стремился не только выполнять свой служебный долг, но и делать гораздо больше, искать новых путей. Этим благородным стремлением был охвачен весь комсомольский коллектив завода, этому учила молодёжь партийная организация.
Много бессонных ночных часов провёл Николай Чикирёв над книгами и в размышлениях, прежде чем понял, что возможности его станка далеко не исчерпаны. Разве доказал кто - нибудь, что скорость резания повысить больше нельзя? Чикирёв стал постепенно, сначала очень осторожно, увеличивать число оборотов станка. А на исходе 1942 года он добился результата, который ему самому показался невероятным: за смену выполнил семь дневных норм! Коммунисты, комсомольцы, все передовые рабочие радостно встретили успех Чикирёва. Их дружеские советы и поддержка ещё больше воодушевили Николая.
В 1943 году к годовщине Советской Армии Чикирёву поручили важное и срочное задание по нарезке резьбы. Роль винта в технике вообще исключительно велика. В древние времена мастер, изготовлявший винты, считался чуть ли не волшебником. Может быть, ещё с тех пор у техников сохранилась чрезмерная осторожность, проявлявшаяся всегда, когда дело касалось нарезки резьбы. «Резьба не любит скорости», - утверждали мастера. Скорость нарезки резьбы по сравнению с другими видами скорости резания металла была черепашьей.
Увеличить её - эта мысль очень манила Николая Чикирёва. Но здесь уже требовались и особые резцы и новые расчёты.
И вот юноша - комсомолец, только что познавший тайны станка и радость первого творчества, покусился на «всемогущий винт».
Чудесные творческие силы молодости, сила коллектива дали ему смелость и уменье осуществить то, что уже, как говорится, «висело в воздухе».
Никогда не забудет Николай того дня, когда испытывался усовершенствованный им и Пиковым инструмент для скоростной нарезки резьбы. За спиной молодого токаря стояло несколько человек. Подготовляя станок, он слышал их дыхание - то сдержанное, то шумное, как у людей, только что переплывших реку. Каждый думал: «Удастся или не удастся опыт?» Волнение товарищей вдохновляло Николая: ведь среди них были и те, кто помогал ему советом, делом. Он обязан оправдать их надежды.
Чикирёв пустил станок. Деталь вращалась с такой бешеной скоростью, что конец и начало обработки её не могли уловить самые зоркие глаза. Всем казалось, что станок вообще работает вхолостую. «Гребёнка», сконструированная Николаем Чикирёвым для скоростной нарезки, и повышение числа оборотов шкива станка позволили молодому токарю выполнить 25,5 нормы!
В пятнадцать лет Чикирёв стал знатным человеком завода. В том же 1943 году, в годовщину Октябрьской революции, его в числе других передовиков пригласили в Кремль. Он был вне себя от счастья, что увидит и услышит любимого вождя советского народа Иосифа Виссарионовича Сталина. И вдруг у Боровицких ворот возникла заминка: «Ваш паспорт, молодой человек!» А какой паспорт может быть у пятнадцатилетнего паренька?! Чикирёва пропустили в Кремль по комсомольскому билету. А там уж он оказался в самых первых рядах и близко - близко видел величайшего человека, различал каждую интонацию в его голосе. В ответ на похвалу товарища И. В. Сталина, обращенную к геройски трудившимся юношам и девушкам Советского Союза, Николай поклялся работать ещё лучше, учиться ещё упорнее.
Чикирёв с честью сдержал клятву, данную им мысленно в тот день в Кремле.
У Николая есть настоящий друг: Юрий Диков. С ним вместе, своим сменщиком, вынашивал Николай смелые замыслы, делал эксперименты. Помощь старшего товарища, мастера Андрея Николаевича Гончарова, воспитавшего на заводе много отличных токарей, советы и указания новатора инженера Михаила Яковлевича Карпова помогли Николаю Чикирёву достигнуть успеха, за который ему в 1951 году была присуждена Сталинская премия.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Пьеса В. Добровольского и Я. Смоляка в Московском театре драмы