Взрослый взгляд на детский сад

Владимир Булычев| опубликовано в номере №1310, декабрь 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Детский сад, о котором рассказывается в этом материале, не совсем обычный. В городе Кирове он пока единственный. Пока...

В вышедшем после XXVI съезда партии постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» предусматривается всемерное развитие сети детских садов и яслей. В нем соответствующим министерствам и ведомствам поручается предусмотреть в проектах планов наиболее полное удовлетворение потребностей в постоянных и сезонных дошкольных учреждениях.

История «Русалочки» – конкретное подтверждение всеобщей заботы о самых юных гражданах нашей страны.

В музыкальном зале кировского детского комбината № 170 «Русалочка» ребята пели песню «Солнечный круг». Поют ее и любят, наверное, все дети, но, согласитесь, звучит она по-разному в южное июльское безоблачье и, скажем, в долгую полярную ночь. Тогда над Кировом дождило. И потому припев песенки казался трогательным детским заклинанием: «Пусть всегда будет солнце!»

Быть может, в такой же не по сезону прохладный день четыре года назад городские власти, посовещавшись о том, как бы самым маленьким кировчанам вернуть, пускай отчасти, летние радости, постановили строить отныне детские садики только с плавательными бассейнами. Поначалу иные чересчур рачительные хозяева пожимали плечами: непозволительная, мол, роскошь, ведь мест в детских комбинатах и так не хватает. И немало прошло времени, прежде чем все поняли: во-первых, бассейны нужны, чтобы дети росли здоровыми и веселыми, а во-вторых, строить их можно, не сокращая общего количества мест в детских комбинатах.

Простая арифметика. Кировское электромашиностроительное объединение имени Лепсе, о чьем садике и пойдет у нас разговор, в девятой пятилетке за счет строительства и реконструкции получило 400 дополнительных мест в детских комбинатах, а в десятой – 990.

Что касается детского комбината № 170, то он особый, пока единственный в городе. И бассейн здесь побольше, чем в других садах, и зимний сад есть – с рыбами в аквариумах и птичьим щебетанием, и мебель в группах отличается необычной, веселой раскраской, и природные уголки сделаны с выдумкой – одним словом, на всем тут лежит печать творчества и любви создателя.

В музыкальном зале все еще звучит песенка про солнце. А в спортивном – занятия подходят к концу, и замыкающий шеренгу тонконогий малыш в шортах марширует с забавным старанием, едва не касаясь коленями подбородка. А трехлетняя девочка, остановленная методистом Софьей Семеновной Салтыковой, на вопрос, почему она такая сердитая, отвечает, что она не сердитая вовсе, а серьезная. Потому что у их группы будет сейчас «атематика».

Пока идут в садике занятия своим чередом, пока барахтается восторженно в бассейне средняя группа, давайте попробуем проделать процедуру, обратную той, что совершили в свое время создатели «Русалочки»: вернем проект, который был взят за основу, в его первоначальное состояние. Тогда, во-первых, придется вычеркнуть бассейн, поскольку первоначально проект его не предусматривал. Во-вторых, убирается один из залов, либо музыкальный, либо физкультурный. В-третьих, придется упразднить зимний сад. И нам станет ясно: те, в чьи руки попал типовой проект будущей «Русалочки», шли не по пути добавления «лишнего», а скорее восстанавливали недостающее.

Полноценный проект нынешней «Русалочки» появился два года назад. В воображении Елены Валентиновны Наркевич, инспектора детских учреждений объединения имени Лепсе. Она понимала, что нужен эксперимент, что это не так просто – убедить хозяйственников в его необходимости. Но любой эксперимент со временем может стать нормой. Если он оправдан.

«Русалочки» в плане строительства на 1980 год не было. Очередь детсадовских детишек снова начала непрогнозируемо расти. Можно было, наверное, уплотниться как-нибудь, потесниться, реконструироваться, наконец. Но руководство объединения приняло не самое простое в этой ситуации решение – строить.

Встала проблема выбора проекта. Известно, что в нашей стране существуют на сегодняшний день 22 типовых проекта детских комбинатов. Однако, когда дело доходит до выбора конкретного, перед вами разложат... два, ну, три от силы. Остальные не обеспечиваются материалами, не выпускают их заводы, и все тут. Экономически, мол, не выгодно. Елену Валентиновну это не остановило. Потому что на детях, как она считала, не экономят.

Инспектор детских учреждений первой склоняется над проектом и вносит в него необходимые и желательные с точки зрения дошкольного воспитания коррективы. Отдел технического проектирования и руководство объединения садятся за расчеты и увязывают желаемое с возможным, после чего предложения по корректировке отправляются в «Кировгипрогорсельстрой».

Теперь и строители лепсенского УКСа всегда знают, что они строят. В кабинете Елены Валентиновны нередко раздаются такие звонки с объекта:

– Вам окно не там делают. В соответствии с проектом вроде, но надо бы левее. Приезжайте.

И она едет и заставляет перенести окно. Она остро переживает каждый, пусть самый незначительный брак. И если в ее силах предотвратить его то Наркевич сделает это. Впрочем, брак при строительстве детских учреждений при объединении – редкость. Лепсенцы знают: строят для себя, для своих детей.

И еще одна важная деталь. Заведующая детским комбинатом тоже прекрасно знает, где ей предстоит работать. И за ней сохраняется право вносить в строительство свои поправки. Потому что назначается она по сложившейся в объединении традиции не за месяц или два до сдачи объекта, а с первым ковшом грунта под фундамент.

Итак, садится Елена Валентиновна за проект, – благо, дело привычное. Так... Бассейн привяжет проектный институт. Это обеспечено распоряжением горисполкома. Бассейн будет связан с основным корпусом переходом двухметровой ширины. А что если переход сделать все же шестиметровым по ширине и устроить в нем большой зимний сад с аквариумами, пальмами, птицами и прочей живностью в клетках... Но одноэтажный переход между двухэтажными зданиями смотрится плохо. Может быть, над ним и разместить комнату для занятий трудом (ее нет в проекте вообще, а труд есть в программе) и методкабинет, поскольку в предусмотренном помещении будет работать очень тесно. В кабинете можно будет устроить к тому же методическую библиотечку и разместить учебные пособия...

Возможно, таким образом рассуждала Елена Валентиновна. Не подумайте, что все это походило на детский рисунок: что еще пририсовать и закрасить, пока есть место на листке? По опыту знала Наркевич, чего стоят подобные отступления от типового проекта. Стоят они больших материальных средств и больших нервов. Но знала она и то, что окупятся со временем те и другие затраты многократно. Я рискую раскрыть «семейную» тайну института «Кировгипрогорсельстрой» и объединения, но скажу все же, что поначалу Госстрой РСФСР действительно не утвердил столь сильных изменений в проекте. Согласие пришло лишь спустя много времени. Когда строительство – с учетом изменений – шло уже полным ходом. Рисковали институт и предприятие попасть в немилость высших инстанций? Безусловно. Но умолчать о факте этом не хотелось бы, потому что в нем за поверхностным неподчинением, нарушениями финансовой дисциплины кроется та доля риска людей, уверенных в своей правоте, которая необходима в любом новом деле.

Однако мы ушли вперед. Проект готов. Начальник УКСа И. Фрегер, человек решительный и на слова не щедрый, сказал: «Будем строить». И выделил на объект не один – три подъемных крана. И распорядился, чтобы завтра на оперативке были в его кабинете те-то и те-то. И новая заведующая комбинатом тоже.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте об авторе бессмертной сказки «Аленький цветочек»  Сергее Тимофеевиче Аксакове, об истории возникновения железнодорожного транспорта в России, о Розалии Марковне Плехановой – жене и верном друге философа, теоретика марксизма, одного из лидеров меньшевистской фракции РСДРП, беседу с дочерью Анн Голон Надин Голубинофф, которая рассказала много интересного о своих родителях и истории создания «Анжелики», новый детектив Георгия Ланского «Мнемозина» и многое другое.



Виджет Архива Смены