Вряд ли думал когда - нибудь князь Хохенлехе - Ингельфинген, один из крупных помещиков и финансовых магнатов Силезии, что по тенистым аллеям его парка будут ходить юноши из шахтерских поселков и девушки из бескидских деревень; что в залах его замка зазвучат песни гуральских пастухов; что в его поместье родятся мастера песни и танца, чье творчество несет народу истинное удовольствие и заставляет чаще биться сердца людей.
... День клонится к концу. В замке царит оживление. Через окна первого этажа доносится слаженный ритм танца, слышна задушевная мелодия лирической песни «Если б я имела крылышки, как гуси». Едва она утихает, как кто - то задорно начинает петь шуточную «Каролинку».
Идут репетиции.
С чувством гордости и удовлетворения слушает эти песни руководитель ансамбля «Шлёнск» профессор Станислав Хадына. Он вспоминает, как совсем недавно, четыре года назад, пешком и на лошади пробирался от деревни к деревне в поисках прекрасных голосов, песен и танцев. Вспоминает, как время от времени задумывался над тем, удастся ли осуществить ему свой план.
Теперь все позади. «Шлёнск», выросший среди зеленых Бескидов, стал одним из самых популярных ансамблей не только в своей стране, но и за ее пределами. Он пользовался большим успехом на гастролях в СССР, Чехословакии, ГДР, Бельгии и Франции. Теперь на его долю выпала честь представлять на празднике юности в Москве творчество польского народа.
Программа, с которой ансамбль выступает на фестивале, содержательна, интересна и разнообразна.
Концерт открывается специально написанной для фестиваля «Сюитой дружбы»; она проникнута светлым оптимизмом, пафосом жизнеутверждения; в ней глубоко и красочно выражается главная тема сюиты - тема любви и дружбы.
Вот на сцену вышли юноши, одетые в традиционную форму польских шахтеров, с высокими киверами, девушки а длинных сарафанах и блузах, украшенных кружевами. Они с воодушевлением поют песню о новой жизни, которая пришла в их родной шахтерский край.
В программу входят песни о труде, о мире, лирические, шуточные.
Незабываемое впечатление оставляют танцы: «Ходзоны и трояк», «Танец с платочками», «Бескидские коломыйки», «Бескидская полька». Опытный хореограф Эльвира Каминская с помощью ярких хореографических средств поставила эти танцы так, что они напоминают картины деревенских вечеринок или веселых шахтерских гуляний.
С подлинным блеском ансамбль завершает свою программу коронным номером - польским народным танцем «Краковяк». Это скорее даже не отдельный танец, а целая сцена, где многообразие ярких цветов, музыка, задорные голоса и лихие вариации танца сплетаются в единую гамму. Это зрелище поистине волнующее!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.