Первое произведение молодого художника - первый серьезный шаг в искусстве. Каков он? Этот вопрос в одинаковой степени волнует и живописца, отдавшего своему первому творению весь пыл души, богатство накопленных впечатлений, и зрителя, который в творчестве молодых видит будущее родного искусства. Потому - то с таким неослабевающим интересом встречают у нас каждую выставку - ведь именно здесь можно открывать новые таланты, угадывать тех, кто будет двигать наше искусство вперед.
Вот уже в четвертый раз за послевоенные годы выставочные залы на Кузнецком мосту предоставлены молодым художникам, в четвертый раз молодые живописцы, скульпторы, графики Москвы показывают все самое лучшее, что было создано ими за последнее время.
На нынешней выставке экспонировано более 1500 произведений; участвует около 600 молодых художников, среди которых есть и члены МОССХ и студенты художественных вузов, показывающие свои работы впервые. Даже беглый осмотр выставки позволяет заметить, что не все здесь равно по качеству. Приходится с сожалением отметить, что по - настоящему значительных картин и скульптур, в которых бы давалось художественное осмысление сложных жизненных явлений, на выставке нет. Однако ряд полотен, безусловно, свидетельствует о совершенствовании мастерства молодых художников, об их стремлении ярче выразить прекрасное в нашей жизни.
Удачны работы тех художников, которые, следуя великим традициям классиков, стремятся рассказать о сегодняшнем дне нашей жизни со всеми ее радостями и трудностями. Живой правдой веет от картины В. Попкова «Молодость», в которой автор сумел передать романтическую приподнятость, окрыленность, присущую нашему молодому современнику. На полотне нет ничего необычного: два парня ремонтируют линию электропередачи. Переходный мост через железную дорогу, провода, дым паровоза - вот, пожалуй, и все. Но как сильны и ладны фигуры этих юношей, как прекрасны они в своем трудовом порыве!
Полна сдержанного, но большого чувства картина И. Кудиновой «В море». Выразителен портрет «Дочери рыбака» Ю. Фролова. Острая наблюдательность и мужественная теплота чувствуется в чукотских пейзажах В. Давыдова.
Подолгу стоят зрители у картины Л. Щипачева «О мечтах отцов наших». Горечь расставания молодого солдата с любимой, сознание необходимости быть там, где идут бои за родную землю, твердость и безграничная нежность умело запечатлены художником. В картине нет ничего лишнего, здесь всему веришь, все волнует.
Радуют «Дожди» Г. Коржева - художника, наделенного тонким поэтическим чувством. Хорошее впечатление производит пейзаж Е. Григорьевой «Лето», декоративная нарядность которого, обилие ярких красок и тонов говорят о радостном восприятии художником жизни, о влюбленности его в родную природу. Не менее интересна картина Э. Вейдемана «Вечер в северной деревне», написанная выразительно, с настроением. Среди других работ хочется отметить «Сумерки» Э. Браговско - го, «Портрет девушки» Н. Егоршиной, «Юношу из Судана» Н. Кавтарадзе - Шевченко, «Вечер» А. Купецяна, «Колокольчики» А. Дубинчика, «Затопило» В. Ездакова.
Уметь подметить значительное в жизни, уметь обобщить увиденное - нелегко. Увидев, художник должен найти форму, которая бы соответствовала его творческим замыслам, а это требует серьезного, долгого труда. На выставке экспонировано большое полотно Н. Андронова «Куйбышевская ГЭС», которое мы вместе с другими работами публикуем на вкладках. Автор задался благородной целью - рассказать о напряженных, богатых событиями трудовых буднях строителей, о том, как крепнет и мужает в труде советский человек, доказавший всему миру величие своих устремлений. Сколько героев родилось на Волге, Дону, на Ангаре, Каме, сколько подвигов было совершено! О них мы читали в газетах, их делами гордится страна. Как же художник раскрыл эту тему, что нового увидел в жизни?... Грузовики поднимаются в гору. Шагают рабочие, виднеются вдали портальные краны. Жесткий, нарочито мрачный колорит картины передает ощущение тревожности, в фигурах шагающих людей чувствуется плакатная решимость. Но в людях вы не узнаете подлинных строителей ГЭС, которых привыкли встречать в жизни, не ощутите трудового пафоса, которым проникнуты их будни. Картина откровенно подражательна. Н. Андронов в этой работе слепо следует манере А. Дейнеки, заимствуя у него чисто внешние приемы живописи. Но если у Дейнеки живописные решения глубоко соответствуют замыслу, а его образы отражают настроение и жизнь людей е определенный период, то в разбираемой нами картине автор не сумел передать ни духа времени, ни настроения людей.
Подобный же промах мы наблюдаем и у Н. Поливанова, картина которого «У переезда», на наш взгляд, написана под большим влиянием работ Г.Нисского.
Нет необходимости говорить о том, что каждый художник на определенном этапе испытывает на себе воздействие большого мастера и, захваченный силой его таланта, создает работы в присущей этому мастеру манере. Молодой живописец как бы опирается на него и потому в некоторой степени глядит на жизнь его глазами. У одних это выражается сильнее, у других слабее. Сейчас же нам хочется поставить другой вопрос: а стоит ли выставлять подобные работы на всеобщее обозрение, не лучше ли подождать, пока молодой художник скажет свое слово, создаст то, чего еще не было? А если он этого слова не скажет, значит, он еще не пришел в искусство.
На выставке немало работ, в которых чувствуются поиски художниками своего почерка. Однако от поисков следует отличать стремление живописца к чисто внешним эффектам. Так, например, Е. Голихин в «Велогонках на треке» увлекся передачей переливов света и тени. Картина интригует необычностью ракурса, но по чувству и мысли она бедна, вызывает недоумение и досаду работа А. Старостина «На качелях»: формальная задача передать движение заслонила от автора все: и природу и людей.
Великие художники прошлого трогали зрителя, прежде всего тем, что в их произведениях всегда была заложена большая мысль. Об этом хочется напомнить потому, что в некоторых произведениях молодых живописцев и скульпторов, представленных на выставке., удручает узость, камерность подхода к решению многих тем. Глядя на подобные картины, никак не подумаешь, что они писались недавно, что автор их был свидетелем важных событий в стране, - настолько в них слабо выражено авторское отношение к времени, к тому, что на его глазах рождается и умирает, борется и побеждает, к тому, что, казалось бы, особенно должно быть близко молодому художнику.
Вот перед нами полотно И. Попова «У мельницы». На нем изображены груженные мешками телеги, беседующие между собой люди. Тусклая, бедная по цвету картина не дает правдивого представления о сегодняшней деревне. Вот «Колонка» К. Мордовина. Смотришь на нее и удивляешься: что могло увлечь автора, ради чего он тратил силы и время? Вот «Интерьер» И. Мануйлова. Выполненный в живописном отношении неплохо, он лишен большой мысли. Невольно вспоминаются полотна В. Маковского, у которого подобный интерьер всегда играл служебную роль, никогда не был самоцелью.
На выставке много пейзажной живописи. Замшелые пруды, густые кроны елей, проселочные дорожки, рощи и березки... Глядишь на них и думаешь о том, что все это уже где - то было, все это смотрено и пересмотрено и хотя изображено как будто верно, но не волнует. Не волнует, потому что в них не видишь пережитого, прочувствованного отношения автора к окружающему миру. В них мало мысли. Изысканно красивы позы двух девушек в картине «Вечер» А. Мерзлякова, и купы деревьев тоже красивы, но полотно не будоражит душу, потому что в красивости чувствуется нарочитость, доходящая до слащавости.
А. Тутунов еще на прошлой выставке порадовал зрителей своими работами. В этом году он представил две картины: «весенняя ночь» и «Заиндевело». Если первая из них наполнена горячим волнением автора и сообщает зрителю настроение глубокого раздумья, то о второй не скажешь этого. И дело тут не в живописном мастерстве художника: снег, скамейка, пол, на котором видны следы веника, собачка у крыльца - все выписано умело, но мало во всем этом мысли, нет большого чувства, а так, поэтическая забава.
Мало увидено, мало накоплено впечатлений - вот что хочется сказать, глядя на некоторые картины, экспонированные на выставке. Возникает вопрос: что же поможет художнику восполнить недостающее, по - своему открыть важные темы? Ответ может быть только один: жизненный опыт. Нужно внимательней вглядываться в окружающую жизнь, где постоянно рождается новое, нужно быть в гуще жизни, которая одна только и даст верное понимание людей и событий. Достаточно сослаться на опыт Г. Коржева, который после окончания института не замкнулся в мастерской. Он много путешествовал по Волге, ездил по селам Кировской области. Близкое знакомство с людьми, с их заботами и радостями расширило кругозор художника. И недаром многие его полотна, в том числе и «Дожди», о которых мы упоминали, дышат подлинной жизнью, полны поэзии. Не хочется, чтобы нас поняли односторонне: дескать, средство от всех бед - творческая командировка. Нет, конечно, одна поездка за этюдами ничего не даст. Ведь мало увидеть то или иное явление, надо еще осмыслить его, надо уметь так организовать материал, чтобы идея произведения была выражена наиболее ярко.
В заключение хочется сказать и о высокой требовательности к художнику, к молодому дарованию. Нынешняя выставка убеждает, что требовательность эта ослаблена. На ней больше, чем на прошлогодней, работ слабых, скороспелых и незавершенных. Никакими благими доводами нельзя объяснить появление в выставочных залах таких работ, как «Рассказы летчика» И. Поповой, «Это не должно повториться» Б. Немечека и других. А в воспитательном отношении это может сыграть отрицательную роль, ибо породит у начинающего художника неверное представление о легкости пути в искусство, расслабит художническую требовательность к себе. Мы же должны воспитывать молодежь в духе величайшей ответственности за то большое дело, которому она решила посвятить себя, которому отдает свою любовь, свой талант.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.