Высокая Правота

Сергей Лыкошин| опубликовано в номере №1411, март 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Роман в стихах Алексея Платова: «В глубь времени»

Жизнь героя романа в стихах «В глубь времени» (Москва, «Современник», 1984 год) Алексея Платова похожа на жизнь многих современников Анатолия Софронова — людей нового, социалистического времени. Первые послереволюционные годы, начало трудовой биографии в новых исторических условиях, полное радостного чувства приобщение к великим делам страны, борьба с отжившим за утверждение идеалов молодого мира, особое сознание гражданского долга и, наконец, великая народная война с фашизмом.

Событийная канва романа Анатолия Софронова кажется предельно знакомой, донесенной к нам в песнях и книгах, документах и фотографиях, в полотнах Дейнеки и Кончаловского, запечатленная в камне и бронзе,— в ясном профиле художественно обобщенного времени.

Алексей Платов, несомненно, собрал в своем опыте черты пережитого самим автором романа. И выражается это не только в сходстве биографий: герой романа — поэт, работал и жил в Ростове, окончил педагогический вуз, бывал на Халхин-Голе, в годы войны журналист-политработник,— а в особенном чувстве времени, свойственном самому Анатолию Софронову. С одной стороны, это ощущение обостренно гражданское, политическое, а с другой — лирическое, с романтическим мироощущением соединенное. Сходство характеров автора, хорошо знакомого нам художника слова, и героя, узнаваемого нами с страниц романа,— несомненное. И чем дороже нам откровения Алексея Платова, тем больше мы чувствуем соединенность их с опытом конкретного исторического героя. Да простит нам Анатолий Софронов подобную вольность сопоставления, но она совершенно необходима, так как роман «В глубь времени» интересен и привлекателен для читателя именно исторической своей фактурой, достоверностью, открытой в ясных переживаниях хорошо понятного нам героя. Главное для читателя, и в этом наибольшее достоинство романа,— точное изображение политической борьбы идейных и классовых сил в тридцатью — сороковые годы. Это выражено в духовном противостоянии Алексея Платова отчиму любимой девушки, который, несомненно, является носителем идей скрытого фашизма, ставящего целью уничтожение традиционных гуманных начал, взятых новой культурой из опыта прошлого. Обращаясь к прошлому, автор своеобразно оценивает эту внутреннюю борьбу двух непримиримых идейных начал и тем самым характеризует время:

«И мне забудутся едва ли
Года, когда на «Тихий Дон»
В атаку недруги бросали
За эскадроном эскадрон.

***

Еще на памяти и свисты,
Зубовный скрежет, злобный стон,—
Литературные троцкисты
Пошли войной на «Тихий Дон».

Зрелость и сила патриотического взгляда Алексея Платова углубляются и укрепляются. Платов — один из тех, кто оказался нравственно готовым к схватке с фашизмом, достойный представитель народа — победителя в будущей войне, человек цельный и честный в поступках и помыслах. Не случайно он морально выигрывает и в незримой, но по ходу развития романа постоянно длящейся дуэли с отчимом, который исподволь разрушает мир любви Алексея Платова и падчерицы Маши. Наш герой оказывается выше личных интересов, отстаивая правоту своей идеи, находя силы терпеть терзания душевные. Ряд весьма выразительных сцен романа, где Платов встречается с Марией, убеждает читателя в этой его способности. Политическая линия романа прописана точно и убедительно, достоверность ее помогает и нам оценить душевную крепость предшественников, взявших на себя всю тяжесть борьбы с врагом.

Как и подобает эпическому произведению, судьбы героев романа «В глубь времени» нерасторжимо соединены с временем конкретным, историческим. Жена Алексея Платова — верный и умный друг — выстрадала свое семейное счастье ценой потери любимого первого мужа, погибшего в небе Халхин-Гола. Не разменяв своей любви к Алексею, Мария перестрадала разлуку и нашла спутника жизни на огненных дорогах войны. Боевые соратники и друзья героя романа черпают силы и берут уроки мужества у времени сурового, ни на что прежнее не похожего. Все они узнаваемы и хорошо знакомы нам душевной прочностью, особого рода жизненной закалкой, проявившейся и в годы послевоенные. Они упрочили свои лучшие черты в огне сурового времени, закалили волю и характер в борьбе за лучшую долю потомков, а поэтому имеют право на особый исторический взгляд на жизнь и на свой неистребимый никакими силами романтизм отношения к истории Отечества.

Роман Анатолия Софронова — поучительный урок. Даже в униженном «раскаянии» отчима — раскаянии неискреннем и вынужденном — есть черты поучения. Бессилие, бесплотное ничтожество, духовная всеядность этого человека ищут в трудное военное время защиты у народной силы. Той самой силы, которую он еще не так давно спесиво обличал.

Уроки любви к Отечеству, верности делу своего народа, готовности это дело защитить в битве с любым врагом, уроки сердечной преданности всему родному и близкому черпает читатель в романе Анатолия Софронова. «Глубь» этого трудного, горячего времени, в которое мысленным взором обращается вместе с нами автор, имеет конкретное воплощение в облике трудовых и патриотических свершений сегодняшнего дня. Ведь время не имеет конкретных пределов и все, что сделано до нас, неизбежно отзывается и в течении наших трудов. В сознании необходимости мысленного возврата к прошлому, которое появляется по прочтении романа, думается, и состоит главная поучительная его сила и достоинство.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Создатели новостей

Фантастический рассказ

Не убить Моцарта

Творческая педагогика

Гимн женщине

3 апреля 1920 родился Юрий Нагибин