Второй дубль Никиты Симоняна

Сергей Кружков| опубликовано в номере №1121, февраль 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Нервы у игроков, видимо, были напряжены до предела. Когда команда вышла на поле, ее было не узнать. Казалось все наоборот - минчане играют в араратовской форме. Они превосходили ереванцев в скорости, в быстроте маневра, в движении, в точности передач. А у хозяев поля - будто вериги на ногах.

В раздевалке, хлебнув крепкого чая, заговорили все разом. По - южному горячо, усиленно жестикулируя. Даже не зная армянского языка, я понимал все: почему ты не отдал мне пас, когда я находился в лучшей позиции, почему не держал своего подопечного, почему не бежишь, почему...

Голоса уже перешли в фортиссимо, когда «взмахнул дирижерской палочкой» Симонян.

- Тихо, ребята. - Он сказал это, не повышая голоса, но сразу же шум прекратился. - Много будете говорить - игры не получится. Обсудим все спокойно. Пока ничего не случилось. Впереди еще сорок пять минут, и вы можете, вы должны выиграть. Для этого надо...

Коротко, двумя - тремя точными фразами (в перерыве времени в обрез) Симонян разъяснил каждому его игру в предстоящем тайме. Указал на ошибки. Подбодрил. Распорядился о двух заменах (не могу не отметить, кстати, что на замены у него просто поразительное чутье: помните, как удачно вошли в финальную кубковую игру Погосян и Казаряк).

Во втором тайме на поле была совсем иная команда. Минчане уже ничего не могли противопоставить мощному натиску «Арарата».

- Вот что значит отличная режиссура! - воскликнул Эдмонд Кеосаян, постановщик известных «Неуловимых», друг Симоняна и всех футболистов, не пропускающий, кажется, ни одного матча «Арарата», в каком бы городе он ни играл.

Да, режиссура была великолепной и не только в том матче, а на протяжении всего сезона, в чем я убеждался не раз, бывая на установках и играх «Арарата», видя воочию замысел и воплощение.

Однако, воздав должное режиссеру, необходимо сказать и об исполнителях, игравших те замечательные футбольные спектакли, которые так нравились публике.

Если футболистам повезло с тренером, то тренеру, безусловно, повезло с футболистами. Я бывал во многих командах, но нигде не ощущал такого духа доброжелательности, сердечности, как а «Арарате». Разумеется, это вовсе не означает, что игроки, по выражению Симоняна, «ходят, взявшись за руки». Но отношения у всех друг с другом самые теплые.

Такой показательный, на мой взгляд, факт. Позапрошлым летом трагически погиб в автомобильной катастрофе брат Алеши Абрамяна - Фурман, игравший в «Арарате» центральным защитником. Почти целый год никто не надевал футболку под номером 3. Второй стоппер выходил под номером 14. Чтобы Алеша мог спокойно стоять в воротах, пока время не залечит рану.

Признаюсь честно, меня очень интересовал вопрос, касающийся, как мы всегда выражаемся в таких случаях, нарушений спортивного режима. Короче говоря, как же так: жить в Армении и не пить?| Ведь застолье - традиционный и наиболее распространенный способ общения на Кавказе.

Оказалось, что не пьют. Нет, я ни от кого не услышал лицемерного «в рот не берем». Но каждый футболист «Арарата», к которому я обращался с сакраментальным вопросом, спокойно и просто объяснял, что в течение сезона их значительно больше интересует футбол, нежели вино, а во время отпуска, бывает, конечно, что выпьют немного, но так, чтобы не мешало поддержанию спортивной формы.

Очень точно сформулировал ответ Оганес Заназанян:

- В нас заговорило спортивное честолюбие. Хотим побеждать. Вкус побед слаще вкуса любого вина.

К этим словам могу добавить и собственное свидетельство. Поздно вечером 10 октября, после выигрыша Кубка, когда вся команда и ее гости собрались на базе в Новогорске, Симонян разрешил ребятам выпить по бокалу шампанского. Но фужеры футболистов так и остались полными после праздничного ужина. Ибо впереди был матч с «Шахтером» (замечу, что «Арарат» является одним из немногих обладателей Кубка, кто победил в следующей после финала игре).

Чемпион у нас в футболе один - «Арарат». А чемпионов много - пятнадцати футболистам были вручены золотые медали. В жизни это разные люди, с разными характерами, интересами, стремлениями. Коротко расскажу о каждом из них.

Когда Алеша Абрамян на своем боевом посту, он суров и решителен: кричит, командует. Но на него никто не обижается: такая у него футбольная должность. И справлялся он с ней в минувшем сезоне отлично. Он не пропустил ни одного матча, но зато пропустил мячей значительно меньше, чем другие вратари. А вне футбольного поля - живой, общительный парень, с легким характером, умеющий найти общий язык со всеми. Особенно со своими детьми. Их у него двое - мальчик и девочка. Сын, наверное, будет футболистом - как отец, кан дед, как его дяди: пять братьев Абрамянов в разное время играли в футбол.

На месте правого защитника попеременно выступали Санасар Геворкян и Мурен Мартиросян. Футбольное амплуа у них одно, а характеры абсолютно несхожие. Первый молчалив, флегматичен, лицо у него постоянно серьезно. Кажется, ничего, кроме футбола, его не интересует. Второй, наоборот, улыбчив, разговорчив, любит сесть за пианино или взять в руне гитару и собрать вокруг себя веселую компанию. Но есть у них и общие черты: оба настоящие бойцы, оба знают о своих недостатках и готовы постоянно совершенствоваться.

По характеру немного похож на Геворкяна и левый защитник Норайр Месропян. Норик тоже молчалив, олимпийски спокоен, свои чувства предпочитает не выставлять наружу. И на поле и в жизни. Но в отличие от Санасара любит пошутить. Причем скажет какую - нибудь шутку - все смеются, а он стоит с каменным лицом, будто ничего и не было.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены