Вступление в труд

Алексей Филиппов| опубликовано в номере №1209, октябрь 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Первый Всесоюзный слет трудовых объединений школьников... И в порядковом номере и в самом названии слета – новизна. Новизна жизни, показатель тех устремлений и успехов, которые одержаны нашей школой в трудовом воспитании учеников. Слет состоялся в августе и проходил в Москве и Подмосковье. Одному из его участников – С. Майорову из Горького – мы предоставляем слово в этом номере. Его письмо – рядом с фоторассказом о сельском профтехучилище на Владимирщине. Соседство это не случайно. И в школах и в училищах, как показывает жизнь, растет достойная смена будущих работников, тружеников, профессионалов, которые успешно готовятся принять из рук старших самую главную, самую ответственную эстафету – эстафету труда и созидания.

Выпускной класс.

Через несколько месяцев экзамены, прощальный вечер в школе... Грустно немножко. Но не так уж и грустно, когда тверда знаешь, куда пойдешь после, когда есть коллектив, готовый принять тебя. У меня такой коллектив есть – рабочие нашего знаменитого автозавода. Это мой коллектив, и не только потому, что там работают мои родители. Я и сам сегодня причастен' к делам завода.

В девятом классе у многих школьников нашего Автозаводского района, как

и у меня, было большое событие: первое знакомство с экспериментальным учебным цехом, созданным при ГАЗе. Цех – это семь просторных, хорошо оборудованных классов с пособиями для теоретического обучения, это десять участков – токарных, слесарных, фрезерных... «Добровольцы» из девятнадцати школ раз в неделю ходили учиться работать в этот цех. А потом один летний месяц трудились в цехах основного производства.

Первый раз переступив порог учебного цеха, с опаской смотрели мы на ряды незнакомых станков. Два чувства были – гордость оттого, что теперь будем делать настоящие детали для машин, и неуверенность: а вдруг ничего не получится? Ведь у нас уже были экскурсии по заводу, и мы знали, насколько это сложное дело – создание современного автомобиля. Даже в старой полуторке сотни сложных узлов и деталей, а сколько их в. «Волге»?

Наставники' старались ободрить нас. Они напоминали, что многие наши старшие товарищи, не так давно кончившие школу, стали уже настоящими мастерами. Например, слесарь-инструментальщик Сергей Голованов стал призером конкурса «Золотые руки», имеет четвертый разряд. Да мы и сами вспомнили, с какой ловкостью, изяществом делали различные детали на том конкурсе недавние выпускники, даже те, кто не стал победителем.

В том, что эти ребята сейчас стали квалифицированными рабочими, большая заслуга наших наставников.

Тринадцать лет работает в учебном цехе Авраам Иванович Дятлов. Токарь высшей квалификации, награжденный значком «Ветеран автозавода», он решил передавать свой опыт молодым и стал мастером производственного обучения. Дар педагога и большое мастерство позволили ему обучить своему ремеслу сотни старшеклассников. Сейчас все его выпускники работают по высокому разряду, многие догнали учителя, стали ударниками, гвардейцами пятилетки. Они часто вспоминают наставника. А он всегда радуется, слыша об успехах своих воспитанников.

«Ни одного отстающего рядом» – под таким девизом работаем мы в учебном цехе. Ведь от того, насколько быстро мы овладеем той или иной операцией во многом зависит успех всего производства. И пусть мы делаем пока не очень сложные детали – ролики, пальцы, оси, слесарный инструмент, – но именно здесь, у станка, мы впервые поняли, что даже на самом небольшом участке человек должен делать свою работу со всей ответственностью. И еще мы поняли: стать к станку – это еще не значит стать рабочим, даже если ходишь в спецовке и у тебя в кармане заводской пропуск. Надо, чтобы рабочий коллектив принял тебя, признал своим. Это особенно хорошо ощущают наши старшие товарищи – те две трети выпускников школ района, что пошли на завод, поработав сперва в учебном цехе.

К нам здесь всегда относились как к равным, без скидок на возраст. И мы старались оправдать доверие. За время работы в учебном цехе мы выпустили продукции больше чем на 60 тысяч рублей. Еще на 2,5 миллиона рублей мы изготовили ее во время летней трудовой четверти.

Труд на автозаводе позволил испытать себя, дал хорошую закалку, изменил отношение ребят к учебе. Они увидели, что современное производство требует грамотных людей, что школьное образование тут не пропадает, напротив, его иногда не хватает.

На первом Всесоюзном слете трудовых объединений школьников, который состоялся в августе в Москве, мы узнали много нового, знакомились с работой подмосковных школьников во время летних каникул – они в июле выходят на поля, встают к ткацким станкам... Увидели, что многое нужно бы перенять и нам. Например, в городе Калининграде, Московской области, школьники, работающие летом на заводах, после выпуска сразу получают разряд. У нас пока этого нет, но, верю, будет.

Сейчас в Горьком по почину выпускников сормовской школы № 31 развернуто движение «Всем классом – на завод». Поддерживая его, половина выпускников школ Автозаводского района выбрали рабочую специальность.

«Земля ласку любит». Эта старинная поговорка при нынешнем размахе сельских работ требует дополнения: земле нужна любовь профессионалов, вооруженных всем современным опытом хозяйствования и тем нравственным опытом, который передается крестьянину, хлеборобу, из поколения в поколение. Именно в воспитании таких людей видят смысл своей работы преподаватели Бавленского СПТУ-9, которое находится в самом сердце нечерноземной полосы России – на Владимирщине. И именно потому, что такие люди выходят из стен училища, ему присуждено почетное звание лауреата премии Ленинского комсомола.

Как же непохоже оно сегодня на то учебное заведение, которое в июле 1935 года .создавалось на базе Александровского зерносовхоза! Тогда здесь числились один допотопный трактор, один комбайн, один плуг и одна сеялка. Сейчас учебный парк СПТУ-9 состоит из 56 тракторов различных марок, 12 комбайнов «Колос» и «Нива», 12 автомобилей... И однако не столь давно Владимирский обком КПСС принял постановление «О мерах по развитию и укреплению материально-технической базы училища».

Оно поистине стало кузницей кадров для Русского Поля. Если в первом выпуске было всего 35 трактористов, то нынче во многих районах области каждый второй механизатор – выпускник училища. Его ежегодно заканчивают 550 человек – это механизаторы широкого профиля, специалисты со средним образованием.

Училище вырастило целые сельские династии – Кубаревых, Сачковых, Павловых... А если некоторые ребята приходят сюда «трудными», то уходят замечательными парнями. Так было с Борягиным и Ефимовым, так случается и с другими. И, быть может, самой исчерпывающей характеристикой уровня учебно-воспитательной работы в училище служат слова Александра Кузьмича Одинцова, заместителя директора СПТУ-9: «У нас не бывает ЧП». А не бывает их потому, что преподаватель автодела Н. Ф. Серов оборудовал с группой учащихся пульт управления аппаратурой, создал автотренажер, действующую модель электрооборудования автомобиля; потому что преподавательница математики Т. К. Ленова ищет и находит пути, как заинтересовать и увлечь предметом тех, кто равно-

душен; потому что комсомольский вожак Оля Финогенова вносит свою инициативу в распорядок будней общежития, организует увлекательные экскурсии, вовлекает многих в спортивные мероприятия; еще здесь не бывает ЧП потому, что 213 человек – активные участники художественной самодеятельности, и концерты агитбригады училища хорошо помнят и в совхозе «Большевик», и на заводах, и в совхозе имени ХУЛ партсъезда... А главное в том, что пуще всего здесь увлечены земледельческим трудом, живут любовью к нему, действенной, активной, азартной.

Сельское профтехучилище... Его полевой клин, его сенокосные угодья окаймлены зелеными лесами и как бы одарены той вечной красотой русского Нечерноземья, которая не кончается, не гаснет ни солнечным летом, в пору поспевания хлебов, ни осенью, когда уже поднята зябь, ни позже, в зиму, когда пышно лягут на поля белые снега, ни в новом зарождении сельского года – весной...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 10-м номере читайте о судьбе супруги князя Дмитрия Донского Евдокии, о жизни и творчестве Василия Шукшина, об удивительной  «мистификации против казнокрадства», случившейся в нашей истории, о знаменательном полете Дмитрия Менделеева на воздушном шаре, о героическом подвиге сестры милосердия Риммы Ивановой, совершенном в сентябре 1915 года, новый роман Анны и Сергея Литвиновых «Вижу вас из облаков» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Самокат

Рассказ с загадочным сюжетом, или Комсомольские сцены в трех основных актах, но при девяти действиях и во множественном числе

Замороженные надежды

Фантастический рассказ