Встречи и люди

И Зонов| опубликовано в номере №774, август 1959
  • В закладки
  • Вставить в блог

Из записной книжки туриста

Поезд, доставивший советских туристов в Вену, остановился под гулкими сводами вокзала. До открытия фестиваля оставалось несколько часов. Представители австрийского «Интуриста», любезно улыбаясь, сообщили адрес предназначенного для нас отеля - на окраине города, в самом отдаленном от фестивального центра районе. Сообщение не обрадовало, однако нам ничего не оставалось, как поблагодарить...

Гиды ведут нас к автобусам, и мы снова в пути. Мелькают за окнами кричащие рекламы торговых фирм, фасады утопающих в зелени богатых особняков, все чаще сменяющихся по мере удаления от центральной части города серыми коробками зданий жилых кварталов. Улицы малолюдны. Нам объясняют: сегодня воскресенье, и магазины закрыты. (Позже мы убедились: хозяева магазинов ничего не теряют от того, что закрывают по воскресеньям свои заведения: покупателей все равно мало, магазины пустуют и в будни.)

Волнуясь, ищем глазами признаки наступающего праздника. Вот проплывают мимо яркие фестивальные флаги, за ними - уличный стенд, оклеенный знакомыми плакатами, зовущими на фестиваль. А рядом, на другом плакате, - юноши и девушки в национальных одеждах и надпись: «Мы за встречи, но встречи без коммунистов. Бойкот фестивалю!» Становится ясным: вокруг фестиваля затевается грязная возня... Что думают об этом венцы?

... Автобус останавливается возле отеля. На противоположной стороне улицы стоят дети и двое взрослых. Они улыбаются, приветливо помахивают руками. Не успеваем покинуть автобус, как мальчик и девочка срываются с места и подбегают к нам. Мальчик указывает пальцем на мой значок, и когда значок с изображением серебристой ракеты уже поблескивает на его груди, он протягивает мне блокнот: запишите что-нибудь на память. Глаза ребенка сияют.

Подошли и взрослые, мужчина и женщина, наверное, родители. Венец, волнуясь, горячо пожал нам руки - в эти минуты он очень походил на своего сына. Мы не спрашивали, что думает он о фестивале: такая Вена, Вена честных, простых людей, не могла быть против!

Позже нам рассказывали о самой первой встрече советских делегатов с австрийцами... Голубые автобусы еще не появились на австро-венгерской границе, но жители маленького городка Никольсдорф, оставив свои дела, вышли на улицу. Конечно, не все. Однако их стало больше, когда советские парни и девушки, ступив на австрийскую землю, песней приветствовали хозяев. И вот уже не москвичи, а сами австрийцы повели «Подмосковные вечера» - песню, так полюбившуюся всем еще на Московском фестивале и разнесенную оттуда по всему свету... Люди, у которых чистая совесть, любят хорошие песни и умеют их петь, а песни сближают людей...

В тот же день в солнечном небе над Веной появились самолеты. Они тянули за собой черные хвосты: «Festival ohne uns» («Фестиваль без нас»). Мы стояли в толпе венцев и слышали возгласы возмущения. Один из горожан, положив руку на плечо моего товарища, сказал:

- Ну и пусть без них. А мы будем с фестивалем, с вами, ребята!

И они, простые люди Вены, были с фестивалем все десять дней.

... Более двух часов длился на венском стадионе в Пратере парад делегаций, которым открылся фестиваль, и ни на минуту не умолкал стадион. «Фриден - Фройндшафт! Мир и дружба!» - как могучие волны, перекатывалось от трибуны к трибуне.

Овации, нарастая, вспыхнули вдруг с невиданной силой, когда на поле вышла советская делегация. Они удвоились после того, как представитель делегации Сергей Романовский попросил разрешения огласить приветственное Послание фестивалю от Никиты Сергеевича Хрущева. Стадион замер. «... Украшайте землю плодами вашего труда и ваших талантов... Люди доброй воли хотят, чтобы принципы мирного сосуществования восторжествовали, чтобы человечество могло избавиться от ужасов войны, чтобы молодежь могла приложить все свои силы и способности на мирном поприще для блага человечества, его прогресса...» - разносятся над стадионом слова Послания.

Говорят, что венцы - спокойный, уравновешенный народ. Но в ту минуту, когда переводчик умолк, стадион напоминал бурлящую на горячем и светлом огне чашу. Вена выражала полную солидарность с участниками фестиваля, и теперь - это почувствовали все - она никому не позволит помешать празднику юности... Над стадионом неодолимо сильно и широко плыли величественные звуки Гимна демократической молодежи, и вместе с «детьми разных народов» пела рабочая Вена. В так называемой «стене молчания», которой буржуазные газеты и радио пытались отгородить фестиваль от населения австрийской столицы, была пробита незаполнимая брешь...

... Случается, короткая встреча навсегда врезается в память. Вы не запомнили имени человека, не сказали друг другу и десятка слов, а для вас он уже как старый друг...

Газету «Фольксштимме» (орган ЦК Компартии Австрии) мы брали по утрам в киоске близ отеля. Чуть позже - и ее уже не купишь... Вместе с нами подошла к киоску старая, седая женщина. Мы хотели уже уходить, как заметили на глазах женщины слезы. «Я слышу русскую речь, значит, вы русские, - сказала она по - немецки и, помедлив, тихо добавила: - Большое вам спасибо!» Мы долго смотрели ей вслед. Может быть, советские солдаты спасли жизнь ее детям? Может быть, ее восхищает борьба нашего народа за мир и она благодарна поэтому каждому советскому человеку?

Может быть!

... Владелец одного из обувных магазинов при встрече с нами сказал: «Русские - отличные шахматисты и превосходные дипломаты: они сначала жертвуют фигуру, а следующим ходом объявляют мат».

Когда я передал эти слова Эриху, молодому рабочему текстильной фабрики, с семьей которого мы познакомились в залах Штадтхалле, он покачал головой и ответил: «Нет, русские никогда не обманывали австрийцев; видно, предприниматель начитался антисоветских книжек. Это социал - демократы предали рабочий класс, это Аденауэр ведет политику заигрывания, прибирая к рукам экономику Западной Европы. Вот откуда можно ждать мата... Если хотите знать, - добавил он, - ниточки, за которые дергают тех, кто усердствует в пропаганде против нашего фестиваля, тянутся из Западной Германии...»

Эрих - руководитель одной из групп Союза свободной австрийской молодежи, которая сделала очень много для подготовки фестиваля. Он, кстати, рассказал нам следующее: весной, когда готовилась в Вене антифестивальная манифестация, ее организаторы обещали участникам билеты на венские гастроли... советского цирка. Можно сказать, пожертвовали фигуру и объявили мат себе же.

Мы встречали австрийцев, которые приехали на фестиваль в Вену из других городов, хотя им ничего не обещали; на одной из площадей города мы видели рабочих, по своей инициативе сооружавших помосты для художественных выступлений делегаций; во время манифестаций в одних рядах с делегатами разных цветов кожи и разных вероисповеданий шли австрийские пионеры и октябрята - «буревестники»; рабочие оркестры выходили на фестивальные празднества, хотя никто не просил их об этом; всюду, где требовались высокая организация и порядок, были австрийские коммунисты и тысячи беспартийных энтузиастов - горячих сторонников мира и дружбы.

Десять дней Вена была поистине интернациональной столицей, городом песен, музыки и танцев пяти континентов, городом международных встреч...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены