В борьбе за нового человека
Бытовые вопросы - остры и волнующи. Особенно они остры и волнующи для нашей молодежи. Молодежь, только что вступающая в суровую жизнь, естественно стремится устроить эту жизнь более радостной, светлой, менее тяжелой, чем она была у ее отцов и матерей.
В то же время бытовые вопросы имеют колоссальную важность для пролетарской революции, для социалистического строительства. Маркс писал, что пролетарская революция призвана создать не только новый экономический строй, но и нового человека. Переделывая экономику, мы должны переделывать на новый лад и людей. С этой точки зрения бытовые вопросы и представляют для нас свою исключительную важность. Ибо где, как не в быту, находится узел тех жизненных условий, которые оказывают одно из решающих влияний на формирование человека? Собственно говоря, сам быт и представляет собою этот узел жизненных условий. Борьба за нового человека без напряженного, самого пристального внимания к быту, без переделки быта - пустая фраза.
Иные говорят, думая, что они являются самыми, что ни на есть ортодоксальными марксистами: - «Новый человек создастся сам на основе нового экономического строя. Чего нам особенно волноваться, без новой экономики все равно нового человека не будет». Пустые головы, ничего не понявшие в марксизме! Они забывают о необходимости добавочных усилий. Рассуждая так, можно придти и к отрицанию необходимости революции: - «капитализм падет сам, и без крови, без борьбы коммунистическое солнце засияет над грешной землей».
В том - то и дело, что старое, каким бы прогнившим оно ни было, без борьбы, самой отчаянной, не на жизнь, а на смерть, не сдается, не исчезает, и оно мешает пробиваться росткам нового. Так бывает всюду и особенно в быту. Быт - самое неподвижное, тяжеловесное, сильно отстающее от развития экономического строя. Добавочные усилия в перестройке быта нужны особенно значительные и упорные.
И затем, разве экономика у нас не переделана и не переделывается? Разве десять лет пролетарской революции не внесли в нее коренных изменений? Безусловно, внесли. Ни в какой степени отрицать этого никто не может, даже слепой. Эти коренные изменения в экономическом строе нашей страны создали все расширяющуюся базу для переделки человека, для создания нового человека. Даже больше: интересы социалистического строительства настойчиво требуют от нас создания нового человека. Социалистическому строительству этот новый человек нужен до зарезу.
Борьба за нового человека - обязательная и вполне своевременная задача. Комсомол ведет и должен вести эту борьбу всей своей работой. Одним из наиболее важных участков борьбы за нового человека является быт. - Как лучше устроить наш быт, чтобы он способствовал переделке людских кадров? - Что в быту мешает созданию нового человека? Вот с какой точки зрения мы подходим к острым и волнующим молодежь бытовым вопросам. Так подошел к ним и наш журнал, проведший дискуссию по открытому письму т. Скворцова («Разврат ли это?»), по очеркам т.т. Кетлинской и Галина и по фельетону т. Погодина («Алые губы»). Интерес, проявленный нашими читателями ко всем этим вещам, показал, что редакция журнала не ошиблась, напечатав их, - они подняли перед молодежью действительно интересные, жгучие для нее вопросы.
Мы меньше всего склонны выступать в роли непогрешимых проповедников, изрекающих обязательные заповеди. Так же не склонны мы непременно приклеивать к каждому явлению определенный ярлык, говоря: «в правильности его не сметь сомневаться». Но мы за то, чтобы вещи назывались так, как нужно - своими именами. Это - обязательное условие. Разврат мы развратом назвать и должны, а никак не иначе.
На прямой вопрос т. Скворцова: «Разврат ли это?» - заканчивая дискуссию, можно сказать лишь одно: «Да, несомненно, разврат». Тов. Скворцов старался поставить свой вопрос крайне хитро, но хитрость его простая, ее разгадает любой пионер, даже только вчера пришедший в пионеротряд.
Сначала т. Скворцов пишет, что у молодежи никаких там «проблем», «вопросов» и прочих сложных дел вообще не существует, и она их, по совести говоря, и знать не хочет. Вся беда, дескать, в том, что все эти «вопросы» под ручку с «проблемами» идут от «лукавого» - от газет и лекторов. Газеты, мол, взбудоражили молодые головы, ну и пошли, как грибы после дождя, «проблемы». Если бы так обстояло дело, как представляет себе т. Скворцов, тогда разрешение всех «проклятых вопросов» было бы не особенно сложно. Нужно было бы одно: сжечь все газеты (обязательно вместе с редакциями, а то снова появятся и начнут «будоражить») и передавить всех лекторов (можно вместе с их детьми - вывести все это «лекторское племя»!). Тишь и гладь наступили бы после такой несложной операции. Мирно похрапывали бы Скворцовы, никто бы не тревожил их безмятежного и бездумного сна.
Да, глупости же пишете, т. Скворцов! Кто вам поверит, что «зло» от «газет и лекторов»? Посмеяться только можно над вашим утверждением. «Проблемы» и «вопросы» - то - всамделишные, существующие не от того, что этого захотели «беспокойные люди» в роде журналистов и газетчиков. И, наконец, чего так свирепо сердиться на газеты; ведь через них молодежь сама облегчает себе разрешение волнующих ее «проблем».
А теперь по существу вопроса. Тов. Скворцов пишет: разврата у нас нет. «Наша молодежь ничуть не больше себе позволяет, чем это было в старое время, до революции. Даже, я бы сказал, мы гораздо гигиеничнее и порядочнее живей, чем родители наши, которые и к проституткам часто ходили целыми компаниями». Ну, и что же? - зададим мы вопрос. Что от того, что наши родители «больше себе позволяли?» Вот где действительно с полным правом можно сказать: «за что же кровь проливали?» Разве революция для того делалась, чтобы было больше проституток, и чтобы к ним ходили комсомольцы целыми ячейками?
До сих пор мы думали, что революция должна привести как раз к обратному.
Никто не говорит, что наша молодежь насквозь развратна, это утверждают только наши заграничные «друзья» - Милюковы, Либер - Даны, Хиксы и прочая пакость. Мы - против такой характеристики молодежи боремся и будем бороться. Но мы никогда не будем так замазывать уродливое в быту, как это делает т. Скворцов. Семейные публичные дома мы всегда будем называть развратом и против них также бороться.
Тов. Скворцов описывает, как помнят наши читатели, семейные вечерки, на которые собираются парни и девушки, по очереди удаляющиеся парами в темную отдельную комнату, где, по словам т. Скворцова, происходят «особые совещания», или, как называют в деревне, «девкам пробу делают». Такую мерзость т. Скворцов (должно быть очень мягкий человек!) называет «особой формой коллективного баловства». «Никто не спорит, что это - безобразие, - пишет он. Но разврата все - таки даже и тут невидно. А видно одно: грубость и некультурность нравов, перенесенных из деревенского быта». Дальше т. Скворцов садится на своего старого конька: перенеслись в рабочую молодежь эти «нравы» благодаря... - ну, конечно, газетам и лекторам.
Из - за чего же т. Скворцов, вы спорите? Если то, что вы описываете, не разврат, то что же тогда развратом называется. Пусть грубость и некультурность нравов! Согласны. Но кто это, и с каких пор стал считать, что разврат - это культура? Конечно, разврат от «грубости и некультурности нравов», но развратом он от этой объективной причины быть не перестает. Кому нравится, пусть называет разврат «коллективным баловством» (мы бы предложили лучше называть это чубаровщиной, - подходящей), но мерзкая сущность раз - врата от этого, к сожалению, в лучшую сторону никак не изменится.
Тов. Скворцов удивительно напоминает ту сварливую бабу, которая, разбив одолженные ей горшки, на упреки отвечает: во - первых, я горшков не брала, во - вторых - я их не разбила, а они сами разбились; в - третьих - я их вернула целыми. Так и тут. Скворцова: во - первых, разврата нет; во вторых - это не разврат, а «коллективное баловство»; в - третьих - весь разврат получился от газет (баба, разбившая горшки, очевидно, была неграмотной, иначе она сказала бы, что горшки разбиты... газетами).
Разврат, как его ни называй, в среде некоторой на наш взгляд незначительной части молодежи Он находится в вопиющем противоречии со всеми нашими задачами и в первую голову с задачей создания нового человека. «Газеты и лектора», так нелюбимые т. Скворцовым, вся молодежь - должны энергично бороться с этим безусловным злом, с этим «коллективным баловством».
Ценить человека, своего товарища по станку, по общественной работе, по организации, учебе, по борьбе и всей жизни, - надо именно научиться.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.