Впервые аэростаты воздушного заграждения были применены в 1916 году итальянцами для обороны Венеции и Ундине. В то время австрийские самолеты производили частые ночные налеты на эти города. На подступах к Венеции итальянцы установили около 70 аэростатов. Эта мера вполне оправдала себя: в первую же ночь австрийцы потеряли 8 самолетов, а затем почти на целый год вовсе отказались от воздушных атак на Венецию. Опыт итальянцев был вскоре заимствован англичанами, потом французами, немцами и австрийцами. В 1917 году французы установили аэростаты для обороны металлургических заводов в районе города Нанси, затем в Дюнкерке, и, наконец, воздушные заграждения появились вокруг Парижа. Налеты германской авиации на эти пункты прекратились. В свою очередь, немцы поставили стальной частокол в воздухе, защищая от вражеского нападения металлургические заводы в Саарской области, химические предприятия в Людвигсгафене и других местах. Нападения англо-французской авиации на эти районы также прекратились. Между тем до появления аэростатов заграждения германские заводы только в одном районе Саарбрюкена подверглись воздушной бомбардировке 54 раза. Стальной трос, которым аэростат связан с землей, представляет большую опасность для самолета. Современные скоростные бомбардировщики покрывают в час расстояние свыше 500 километров. Скорость пикирующего бомбардировщика в момент пикирования приближается к скорости звука - 300 метров в секунду. Не удивительно, что при столкновении самолета со стальным тросом, на котором держится аэростат, получается сильный удар, способный вызвать аварию машины. Известно немало случаев гибели и тяжелых повреждений самолетов при столкновении с тросом. Так, 23 июля 1917 года четыре австрийских самолета попали в итальянскую сеть воздушных заграждений. Наблюдатели рассказывали, что удар был настолько сильный, что у самолетов отлетели винты. Все самолеты погибли. Точно так же вскоре разбилось несколько английских бомбардировщиков, наскочивших на немецкие аэростаты заграждения. Разумеется, не всякий раз, как самолет налетит на трос, он погибает. Степень поражения машины зависит главным образом от того, какой частью конструкции задевает самолет о трос. Что представляет собой современный аэростат воздушного заграждения? Это большой прорезиненный баллон, наполненный каким-нибудь легким газом, - обычно водородом. В задней части баллона устроены горизонтальные и вертикальные рулевые поверхности (оперение), которые придают ему устойчивость во время ветра. Ввысь баллон поднимает тонкий, но очень прочный стальной трос, который намотан на барабан лебедки, служащей для подъема или спуска аэростата. Лебедка эта устанавливается на автомобиле, и поэтому аэростат можно поднять то в одном, то в другом месте и даже передвигать по воздуху. В Англии аэростаты воздушного заграждения делаются объемам в 625 кубических метров. Оболочка аэростата и цилиндры со сжатым газом перевозятся на том же автомобиле, на котором смонтирована и лебедка. Команда, обслуживающая аэростат, состоит из десяти человек. В течение двадцати минут они заполняют оболочку газом, а затем за десять - пятнадцать минут поднимают аэростат на боевую высоту. При подъеме аэростата команда тщательно проверяет, надежно ли трос прикреплен к лебедке. Недавно в Англии было несколько случаев, когда ветер срывал аэростаты заграждения и уносил их далеко в море, к берегам Дании и Норвегии. Тросы сорванных аэростатов задевали по пути строения, провода связи и электрической сети и производили большие разрушения. Несмотря на то, что аэростаты воздушного заграждения относительно несовершенны, они являются все же грозным препятствием для неприятельских самолетов. Достаточно указать на то, что немцы вынуждены были выделить специальные самолеты для уничтожения английских аэростатов. Аэростаты поднимаются теперь до высоты 4 -5 тысяч метров. Это заставляет противника вести бомбардировку объектов, защищенных воздушным заграждением, с высоты не менее 5 -6 тысяч метров. А в этих условиях трудно вести прицельное бомбометание. Аэростаты надежно прикрывают обороняемые объекты от атак штурмовой авиации и пикирующих бомбардировщиков, которые опасны именно тем, что действуют на низкой высоте. Аэростаты заграждения, как правило, устанавливаются в воздухе группами. Располагают их по кольцу (вокруг обороняемого объекта) или в шахматном порядке. Но кольцевое расположение требует слишком большого количества аэростатов, и главное не предотвращает опасности атак пикирующих бомбардировщиков. Поэтому аэростаты воздушного заграждения располагаются преимущественно в шахматном порядке. При этом расстояние между аэростатами колеблется (в зависимости от высоты их подъема) от 400 до тысячи метров. Такой интервал может показаться читателю слишком большим. Но практика утверждает другое: современные самолеты летают настолько быстро, что летчик не в состоянии сманеврировать в таких интервалах и машина должна задеть какой-либо из тросов. Заграждения в воздухе прикрывают теперь многие крупные города, промышленные центры, железнодорожные узлы, порты, важные в стратегическом отношении мосты и т. п. Особенно много аэростатов заграждения в Англии. 800 «воздушных часовых» круглые сутки несут боевую вахту над Лондоном. Устье реки Темзы также прикрывается аэростатами заграждения. Часть аэростатов (на небольшой высоте) установлена на баржах и судах вдоль юго-восточного побережья Англии. Это должно мешать немцам минировать побережье, так как мины теперь часто сбрасываются в море с самолетов.
Патрон. По-латыни слово «патрон» имеет несколько значений: покровитель, защитник, помощник. Почему же гильза с пороховым зарядом получила такое странное название? Припомните, как долго и утомительно заряжали в старину ружья. Затворов тогда не знали. Заряд забивался шомполом через дуло. Сначала в дуло насыпали порох, затем забивали пыж и, наконец, кусок свинца - пулю. Когда засыпали порох, то его приходилось отмеривать порциями. Но, понятно, человеческая рука - не весы, и порции получались то слишком большими, то слишком маленькими, а поэтому и заряд был то слабым, то чересчур сильным. Чтобы устранить эти ошибки, порох стали заранее разделять на порции. Каждую такую порцию насыпали в маленький цилиндр, сделанный из дерева. Позже цилиндрики стали бумажные. Засыпав порох в дуло, стрелок заталкивал туда и бумажный цилиндрик в качестве пыжа. Это сильно облегчило труд стрелка. Вот потому такой цилиндр и назвали патроном, то есть помощником. В 1827 году Николай Дрейзе предложил усовершенствованный унитарный патрон. Состоял он из бумажной гильзы, куда насыпали порох, затем Шпигеля (цилиндра) с лепешкой ударного состава и яйцевидной свинцовой пули. Патрон этот заряжался с дула. После австро-прусской войны 1866 года все армии мира начали применять патрон и ружья, заряжающиеся с казны, Тут-то и было обнаружено, что бумажные гильзы крайне неудобны: во-первых, в них надо вставлять Шпигеля, во-вторых, порох в бумаге часто портился от сырости, отчего получались осечки. Несколько лет спустя ружья стали заряжать металлическими гильзами. В каждой гильзе находились и порох и пуля. Такую гильзу по старой памяти зазывали патроном. Револьвер. Когда появился револьвер? На этот вопрос трудно ответить. Сохранилась старинная гравюра, на которой художник воспроизвел оружие, носившее название «револьвер». Выглядел он очень громоздко. На поворачивающемся горизонтальном круге, сделанном из дерева, были расположены радиусами небольшие стволики. Они заряжались заранее. Во время боя стрелок поочередно наводил на цель каждый стволик и зажигал фитиль. Таким образом, орудие делало серию выстрелов, которые довольно быстро следовали один за другим. Револьвер в том виде, в котором мы его знаем, появился сравнительно недавно, в середине XIX века. Изобрел его Кольт. Первые револьверы были крайне неудобны и не менее громоздки, чем их прадед, запечатленный на гравюре. На одно заряжение кольтовского револьвера надо было затратить, но менее десяти - пятнадцати минут. Сначала в каждую каморку барабана насыпался порох, затем шомполом посылалась пуля, а на затравочный стержень надевался капсюль. В последующие годы револьвер усовершенствовали Лефоше, Кессон и др.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.