Сколько раз, став уже взрослыми людьми, вспоминаем мы золотую пору своего детства! Как будто это было только вчера. Перед глазами встают школа с длинными светлыми коридорами, классы, уставленные ровными шеренгами парт, любимый учитель и первый товарищ, с которыми делились все неудачи и радости. С особой теплотой вспоминаем мы свой пионерский отряд. Он был нашей первой политической школой. Он научил нас дружить, он открывал нам дорогу в такую большую и таящую в себе столько заманчивого жизнь. Зимой мы собирались на отрядные сборы. Они были веселые и интересные. Летом мы уезжали в лагерь. Мы были полны самых приятных ожиданий! И не обманывались. Но лету приходил конец. Мы снова возвращались в школу. Она была все такая же приветливая, такая же близкая и родная. Да, родная. Многим из нас школа и пионерский отряд были также близки, как и наш собственный дом. И недаром вожатый отряда заменял нам нередко родного отца или мать. Так проходили детские годы. В школе мы вступали во второй период своей жизни: мы становились юношами, и теперь рядом с пионерским галстуком на груди появлялся значок «ВЛКСМ». Вступление в комсомол было для каждого из нас большим событием жизни. Мы хранили у самого сердца свой комсомольский билет - свидетельство нашей политической зрелости. Мы были счастливы и горды, и жизнь по-новому представала перед нами, открывая свои широкие горизонты. Все это - кусочек биографии каждого из нас. Но именно потому мы не имеем права забывать, что школьные парты, не так давно принадлежавшие нам, сейчас заняты выросшим новым поколением веселых, жизнерадостных, пытливых, таких же, какими были мы сами, ребят. Это будущие граждане нашей страны. Это - наше будущее. К сожалению, не все комсомольские руководители помнят об этом. Многие комсомольские организации, особенно в период войны, забросили работу среди пионеров, и ЦК ВЛКСМ осудил такие организации и таких комсомольских руководителей. Война, которую наш народ ведет против немецких захватчиков, выдвинула новые задачи перед пионерским движением. Она не сузила, а расширила поле деятельности пионеров. И нечего, как это делают некоторые комсомольские руководители, свое собственное политическое недомыслие прикрывать разговорами о том, что «сейчас не время заниматься пионерами». Кому дорога судьба нашей родины, кто болеет за ее будущее, кто, наконец, не на словах, а на деле заботится о воинах Красной Армии и их семьях, тот сделает все необходимое для того, чтобы наполнить работу пионерской организации новым содержанием, отвечающим смыслу переживаемых нами событий. Надо ли говорить, что пионерский отряд должен воспитывать не белоручек, а людей, которые считали бы трудолюбие законом своей жизни? Это должно быть ясно каждому. Жизнь полна суровой действительности. И тот, кто хочет выйти победителем, когда на его пути встретятся трудности и лишения, должен приучать себя переносить их уже с детства. Именно поэтому совершенно исключительное значение приобретает военно-физкультурное воспитание юных пионеров. Пионеры должны воспитываться людьми сильными и ловкими, выносливыми и смелыми, которых не остановят никакие преграды, могущие встретиться на их пути. Наша пионерская организация родилась не сегодня. Она имеет свои славные традиции, свои военные обычаи. Разве не военное начало несут в себе такие атрибуты пионеров, как знамя, барабан, горн? И разве не такое же определенно военное значение имеют клятва юного пионера, салют, пионерская линейка и пионерская цепочка - понятия, родившиеся в организации юных ленинцев? К сожалению, даже и эти основоположения пионеров нашли себе применение далеко не во всех отрядах и дружинах. Пионеры должны уметь ходить в строю. Строй дисциплинирует людей, строй приучает к слаженности совместных действий, движений, строй, наконец, приучает к тому, чтобы в военной обстановке быстро и точно выполнять распоряжение командира. Великий учитель пролетариата Энгельс, которого Маркс за его увлечение военными вопросами называл генералом, говорил о необходимости уметь действовать в строю: «Какое доверие может иметь солдат на левом фланге к своим товарищам на правом перед лицом неприятеля, если он не будет знать, что они будут заряжать винтовки, делать наизготовку и прицеливаться вместе с ним по одной команде и снова будут готовы совместно с ним открыть стрельбу или броситься в атаку?» «Солдат, который все еще должен порыться в памяти или в уме, чтобы понять, что требует от него поданная команда, принесет батальону больше вреда, чем пользы». Каждый юный пионер должен помнить эти слова Энгельса и настойчиво учиться ходить в военном строю. У пионеров надо выработать навыки разведчика. Разведчик - наиболее сметливый и умелый боец. Он бесшумно и незаметно пробирается в стан врага. Его не пугают неожиданности - он идет навстречу им. Хороший разведчик никогда не заблудится в незнакомой обстановке потому, что он прекрасно ориентируется по компасу, по звездам, по солнцу. Он отлично знает карту и безошибочно определяет расстояние наглаз. Разведчик, даже если он один, не смутится и не повернет назад, встретив целую группу врагов. Он вступит в бой с ними и своими меткими выстрелами постарается уничтожить их всех до одного. Но все это может только человек смелый, решительный, храбрый. Таковы наши разведчики. И такими мы обязаны воспитать пионеров. Пионеры должны расти сильными, проворными и ловкими людьми. Они могут стать ими, если будут систематически, ежедневно заниматься своим физическим развитием. В пионерской организации должна быть широко разветвленная сеть разнообразных физкультурных кружков: баскетбольных, волейбольных, плавания и многих других. Комсомольцы должны как можно чаще проводить с пионерами увлекательные военно-физкультурные игры, во время которых решались бы нарастающие по своей сложности тактические задачи. Пионеры должны быть меткими стрелками. Совсем не обязательно для этого сразу начинать учить ребят стрельбе из мелкокалиберной, а тем более из боевой винтовки. Почему бы не начать с упражнений в стрельбе из лука? Дети с захватывающим интересом читают романы Фенимора Купера и Майн-Рида. Их воображение пленяют образы чудесных охотников и воинов. Ребята часто подражают им. Они сами устраивают игры, импровизируя любимых героев. Поддержать этот естественный интерес ребят, чем дальше, тем более сложными делать такие игры, наполнить, наконец, их содержанием бурных событий, переживаемых нами, - такова задача пионерских работников. Но основой основ военно-физического развития ребят должно быть воспитание пионеров в духе железной военной дисциплины. Дисциплина - это беспрекословное, точное выполнение присяги, воинского устава, приказов и распоряжений командиров и начальников. Дисциплина армии - залог ее побед. Чем выше дисциплина в армии, тем армия боеспособной. Чем точнее и быстрее выполняются в армии приказы и распоряжения старших, тем успешней бывает исход разведки, боя, целой операции. Это закон армии. Пионеры горячо любят нашу Красную Армию, они страстно хотят походить на ее отважных бойцов и командиров. И они должны знать: быть такими, как наши славные воины, - значит никогда не забывать, что дисциплина - это все! Суровую пору переживает наша страна. На полях сражений решается судьба родины, всего, что потом и кровью было добыто за двадцать пять лет существования нашего государства. В такое время нельзя безразлично относиться к вопросам воспитания подрастающего поколения. И наша обязанность, наш долг - сделать все необходимое для того, чтобы наша смена, наши юные ленинцы, - оказались достойными своей эпохи, своих отцов, своей отчизны.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.