Это случилось в первые дни отечественной войны. По одной из широких асфальтовых дорог Белоруссии, с обеих сторон окаймленной лесом, ползла колонна немецких танков. Машины двигались плотным строем, по три - четыре в ряд. Вперемежку с танками шли грузовики с пехотой; за ними - тяжелая артиллерия на механической тяге, бензоцистерны, машины с боеприпасами и снова танки и танки...
Неожиданно со стороны леса послышался могучий, нараставший с каждой секундой рев. Он заглушил все остальные звуки. Через несколько секунд самолеты, нависшие тучей над немецкой моторизованной колонной, начали извергать огонь. Все вокруг загрохотало, покрылось дымом; танки и автомашины переворачивались и, исковерканные, валились набок. Из машин, охваченных пламенем, выпрыгивали обезумевшие немецкие солдаты. Взрывы следовали ежесекундно. В воздух взлетали бесформенные куски металла, дерева, человеческих тел. Вслед за тем начал падать густой свинцовый дождь, косивший все живое.
Фашистские солдаты и офицеры, еще минуту назад чувствовавшие себя безнаказанно, теперь совсем ошалели. Одни в страхе упали ничком наземь; другие, окаменев от ужаса, остались на месте, как сидели; третьи в беспамятстве побежали в лес...
Так произошло первое «знакомство» немецких войск с советской штурмовой авиацией. Гитлеровцы, напичканные сказками о слабости наших военно-воздушных сил, не ожидали подобного удара с воздуха.
Чем дальше, тем больше боязни вызывал у немцев наш штурмовик. Слух о нем быстро облетел стан врага. Те из гитлеровских солдат, кто хоть раз побывал под огнем «ИЛ-2», желала потом одного: больше с ним не встречаться. Недаром немцы прозвали наш штурмовик «черная смерть».
Самолет-штурмовик - это особый вид боевой авиации. Самое название говорит, что такой самолет предназначен для штурмовых действий по войскам и объектам противника. Штурмовать с воздуха - значит внезапно с бреющего полета и с малых высот поражать врага бомбами, снарядами и пулями.
Принцип штурмовых действий с воздуха не нов. Еще в прошлую мировую и в последующих войнах, вплоть до 1941 года, самолеты штурмовали наземные войска и военные объекты противников. Роль штурмовиков тогда выполняли чаще всего легкие бомбардировщики и истребители. Правда, существовали самолеты, специально приспособленные для штурмовых ударов. Но эти машины не имели брони и были уязвимы для зенитного и пулеметно-ружейного огня. Поражая противника с бреющих и малых высот, они сами несли большие потери.
Между тем опыт военных действий показал, как важно наносить удар с небольших высот. Так зародилась идея бронирования самолетов. Еще во время первой мировой войны на некоторых английских самолетах ставили снизу броневые щитки, применявшиеся пехотинцами для того, чтобы укрыться от ружейно-пулеметного огня.
В русской авиации довольно большим успехом пользовались обыкновенные, кухонные сковороды. Летчики и летнабы подкладывали их под подушку сиденья и были убеждены, что они неуязвимы.
В дальнейшем мысль о бронировании самолетов (зашита мотора, сиденья, кабины летчика стальной броней) все больше и больше занимала умы конструкторов. С конца первой империалистической войны и по сегодняшний день за рубежом было сделано немало попыток создать специальные, бронированные самолеты. Серьезные поиски велись и США и Англии.
Немцы также стремились создать бронированный штурмовой самолет, но не сумели добиться этого. Они стараются восполнить этот пробел применением специальных, многоцелевых истребителей («МЕ-110») для штурмовых действий, а также широко используя для действий по наземным войскам пикирующие бомбардировщики.
Создатель советского штурмовика - инженер-конструктор Герой социалистического труда С. Ильюшин. Его именем и назван самолет-штурмовик «ИЛ-2». Подобной машиной не располагает ни одна армия мира.
Советский штурмовик «ИЛ-2» - одноместный моноплан, развивающий большую скорость. Он имеет мощное артиллерийское и стрелковое вооружение. Маневренность, скорость и боевая нагрузка советского штурмовика позволяют ему наносить удары по самым разнообразным объектам с бреющего полета, с планирования, пикирования, малых и средних высот.
Не проходит дня, чтобы наши самолеты не повредили или не уничтожили десятки вражеских танков, автомашин, артиллерийские и минометные батареи, не взорвали склады с боеприпасами, не разгромили железнодорожные эшелоны с войсками и т. д. Значительная часть этих операций приходится на долю штурмовиков.
В боях за Сталинград наши штурмовики нанесли и продолжают наносить немцам мощные удары. Крепко достается от штурмовиков фашистским танковым войскам. Советские лётчики сорвали много танковых атак врага на этом участке фронта. Недавно немцы бросили против наших войск 80 танков. Немецкие машины только выползли из балки, когда над ними появилась девятка «илов». Действуя с различных высот, каждый из наших самолетов совершил по две - три атаки. Десятки танков были выведены из строя. Враг не только в тот день, но и» на следующий не смог возобновить своей атаки. Она была подавлена в зародыше.
Громя фашистов с воздуха, наши штурмовики оказывают этим огромную помощь своим наземным войскам.
Недавно на одном из участков Западного фронта нашим стрелковым подразделениям была поставлена задача - выбить немцев из двух пунктов и отбросить их за реку.
Выдвинувшись вперед, наша пехота встретила сильный минометный и артиллерийский огонь противника и вынуждена была залечь. Требовалось подавить огневое сопротивление врага и дать возможность советской пехоте продолжать наступление. Для этой цели выделили группу «илов» под командованием старшего лейтенанта Калашникова. Штурмовики обрушились на огневые позиции немцев с той стороны, откуда их не ждали, и прямым попаданием фугасных бомб разрушили два дзота, дот, разбили орудия и минометы, мешавшие продвижению наших войск. Успешный удар штурмовиков решил исход боя в нашу пользу. Через два часа после атака «илов» пехота заняла оба намеченных пункта.
«ИЛ-2» не только наносит огромный материальный ущерб противнику. Одним своим появлением этот самолет оказывает сильное моральное воздействие на врага. Спикировав однажды на вражеский аэродром, старший лейтенант Джермилашвили увидел большую группу фашистов. Вместо того чтобы разбежаться, фашисты замерли как вкопанные и подняли вверх руки...
Младшие лейтенанты Савченко и Мечетнер рассказывают, что немецкие солдаты и офицеры при появлении «илов» начинают выбрасываться на ходу из автомашин, падают плашмя на землю невзирая ни на что, только бы успеть спрятаться от огня штурмовых самолетов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.