Очерк тов. Эльде дает яркую картину беззастенчивого произвола американского империализма на Гаити. События на «Черном острове», сопровождавшиеся расстрелом туземцев, еще свежи в памяти.
Печатаемый очерк является первым в серии очерков, посвященных борьбе колониальных народов.
Здесь почти весь год неизменно дует один и тот же северо-восточный ветер - пассат. Но с августа по октябрь зеленый, пестрый от разноцветной зелени, черный - от своего черного населения, остров Гаити, попадает во власть тропических ураганов. Тогда спокойствие острова нарушается бешеной симфонией ветров, океанские волны достигают небывалой высоты, шторм валит на землю крепкие столетние деревья, и утлые островные суденышки прячутся в гаванях, и даже на плантациях порой замирает работа.
Теплый остров, богатый растительностью, Гаити - один из самых богатых островов в архипелаге Вест - Индии. Только Куба еще может спорить с ним. Но Куба - бесправная колония американского капитала. Там, правда, существуют республика, правительство, президент. Но кто же не знает, что это правительство и этот президент являются всего лишь исполнительным комитетом нью-йоркских банков?
Гаити посчастливилось: на Гаити - две «независимых» республики - Гаити и Сан - Доминго. Три столетия назад остров Гаити был базой флибустьеров - морских пиратов, которые оттеснили прежних хозяев острова - испанцев, владевших им со времен Колумба. Вместе с разбойниками пришли французские купцы - плантаторы. Здесь, как нигде, пышным цветом расцвело рабовладельческое хозяйство. 20 тысяч белых управляли четырьмястами тысяч черных рабов, распоряжались их жизнью и смертью.
Когда во Франции грянул революционный гром 1789 года, негры восстали. Комиссары Конвента объявили свободными. Но восстание уже нельзя было остановить, тем более, что на остров явились испанцы и англичане, которые не прочь были поживиться лакомым ку - сочком за счет Франции. Тогда негры выдвинули выдающегося организатора восстания Тусена - Лувертюра, который восстановил нормальную жизнь на острове и договорился с Францией, признав ее высшую власть над островом.
Французы очень своеобразно выполнили «договор»: после успокоения на острове Тусена - Лувертюра схватили, отвезли во Францию и сгноили в тюрьме.
Вспыхнуло - новое восстание под руководством одного из помощников Тусена - Лувертюра, негритянского лейтенанта Дессалина. В решающем бою Дессалин разгромил французскую армию, объявил остров независимым, а себя самого - императором Гаити. В 1806 году он также был убит, и остров разделился на два самостоятельных государства - республику Сан - Доминго и «вторую империю» Гаити под руководством негра Сулука. Тем временем хозяева плантаций были изгнаны с острова, и земли были захвачены бывшими рабами. После многочисленных восстаний, в которых немалую роль играли английские, французские и американские капиталисты, в Гаити была установлена республика, в которой руководящую роль играли негритянская мелкая буржуазия и интеллигенция.
Призрачная «независимость» Гаити «охранялась» только жестокими противоречиями между империалистическими конкурентами. Американский капитал давно уже стремился прибрать к рукам богатый остров. Какао и кофе, хлопок и сахарный тростник, табак и ценные лесные породы, наконец, в недрах земли - золото, серебро, нефть, медь, железо и никель, - все это тянуло к себе рыцарей Уолл - стрит. Война развязала руки нью-йоркским завоевателям: Англия была занята своими делами, и ей некогда было оглядываться на Америку. Настала пора действовать.
Незадолго до войны правительство САСШ прибрало к рукам финансы Гаити. Американский синдикат, во главе которого стоял человек с неприятной фамилией Макдональда, захватил банановые плантации Гаити: Государственное золото Гаити лежало в американских банках. Когда правительство «независимой» республики захотело воспользоваться этим золотом, президент САСШ послал к берегам Гаити броненосец,. и правительство живо успокоилось.
В 1915 году на севере Гаити вспыхнуло восстание под руководством доктора Бобо. Соединенные Штаты с молниеносной быстротой высадили войска, посадили своего президента Дарти - Генэйва и заключили «договор», по которому республика Гаити превратилась в полуколонию САСШ («протекторат»).
Гаитийский парламент вздумал было протестовать: тогда американский адмирал Кэпертон попросту лишил депутатов жалованья. Депутаты после этого быстро «поняли», чего от них хотят. Несколько лет спустя, американцы дали Гаити новую конституцию. Всеобщее избирательное право отменялось, отменялось также запрещение продавать землю иностранцам, устанавливался финансовый и военный контроль Соединенных Штатов.
Для демократического проведения конституции был установлен «плебисцит» (всенародное голосование). Проводился он просто: жители Гаити под конвоем приводились к избирательным урнам, и здесь каждому в руки давали белый шар, означавший принятие конституции. Других шаров, кроме белых, не было. Если же кто - либо начинал протестовать, тогда его били шаром по голове, после чего плебисцит шел необыкновенно гладко.
Негры снова восстали. В 1918 году, в эпоху звонкой пацифистской фразы Вильсона, в Гаити вспыхнуло негритянское восстание под руководством Шарлемана Перо. Восстание было зверски подавлено, а Перо убит. После этого вспыхивали и другие восстания - с тем же результатом.
Из завоеваний революции 1804 года нетронутым пока осталось одно: конфискация прежних рабовладельческих плантаций. Ими владеют негритянские крестьяне. Но именно это - то и вызывает жестокое негодование нью-йоркских банков. Пока земли принадлежат крестьянам, они не могут безраздельно распоряжаться Гаити. Поэтому американский комиссар Джон Рессель пустился на трюк: он подготовил закон, по которому конфискуются земли всех крестьян, не имеющих «документа» на право владения своим участком. Ясно, что у бывших рабов не может - быть никакого документа, кроме права, завоеванного революцией.
Несложный юридический трюк сводится к тому, чтобы изгнать крестьян с земли и передать ее в руки американских плантаторов.
Крестьяне, узнав об этом, подняли восстание. В Жакнеле были перерезаны телефоны и телеграфные провода. В Порт - о - Кее произошли мощные демонстрации протеста. Американцы арестовали несколько десятков человек. Население Гаити ответило на это всеобщей забастовкой.
Тогда Гувер использовал старый прием: к берегам Гаити были посланы крейсера. Морская пехота открыла стрельбу по безоружной демонстрации. В результате: 5 убитых, 20 раненых.
Сейчас на Гаити введено осадное положение, и американские солдаты могут безнаказанно убивать кого угодно. «В Гаити спокойствие».
Мы слишком оторваны от Гаити, чтобы знать, какие силы таятся еще в недрах потушенного восстания. Даже американская печать не отрицает, что достигнутое с помощью двенадцатидюймовых орудий «спокойствие» - призрак, который может ежеминутно рассеяться перед стихией нового массового возмущения.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.