Волшебник из Генуи

Алла Зубкова|27 Октября 2015, 14:30| опубликовано в номере №1808, июнь 2015
зубкова Паганинни
  • В закладки
  • Вставить в блог

     В этот период Паганини выработал свой стиль исполнения, единственный и неповторимый. Тончайшая нюансировка, передававшая всю гамму человеческих чувств - от скорби до ликования, от нежности до героики, - действовали подобно гипнозу, и как бы замыкали слушателя в волшебный круг, внутри которого полновластно распоряжался этот чародей скрипки. Всё это, однако, было рассчитано на наиболее подготовленную часть публики. На среднего же, менее искушённого слушателя, он воздействовал трюками вроде подражания пению птиц, мычанию коров и тому подобным. Такие номера он оставлял к концу программы, предоставляя возможность покинуть зал тем слушателям, которых это шокировало. Некоторые называли его за это акробатом и шарлатаном. Но Паганини знал, что делает: ему нужно было завоевать признание не только знатоков и ценителей, но и широкую популярность. Позднее он уже не применял этих приёмов, очистив своё искусство от сомнительных примесей.

     В 1808 году Паганини появляется в Турине, при дворе ещё одной сестры Наполеона – герцогини Паолины Боргезе. Это была женщина ослепительной красоты и редкого обаяния. Паганини был сразу же очарован Паолиной. Судя по всему, и она не осталась равнодушной к магу скрипки. Впрочем, связь их длилась недолго. Каприз скоро прошёл – обеим страстным натурам было свойственно быстро загораться и так же быстро остывать. К тому же, как раз в это время серьёзная болезнь надолго приковала Паганини к постели. Врачи не могли поставить правильный диагноз, и она вскоре перешла в хроническую стадию. Кстати сказать, природа болезни Паганини до сих пор точно не выяснена. И сегодня учёные спорят, был ли это туберкулёз или причиной недуга явились перенесённые в детстве болезни, а также необычайная чувствительность кожи. Он сильно исхудал, щёки ввалились, черты лица стали резкими, а жесты и походка угловатыми. Скелетообразная фигура, мертвенная бледность лица, проницательный взгляд чёрных глаз, волосы до плеч – всё это придавало тень правдоподобия нелепым россказням, распространявшимся вокруг его имени. Такая наружность вполне соответствовала представлениям о Паганини  как о демоне.

     Оправившись от первого приступа болезни, Николо возобновил концертную деятельность. Слава его неуклонно росла. Ему рукоплескали Милан, Генуя, Венеция, Неаполь, Болонья, Рим. В «Вечном городе» он возобновил дружбу с автором бессмертного «Севильского цирюльника» Россини. Большой жизнелюб и насмешник, синьор Джоакино как-то признался: «Я плакал всего три раза в жизни. Первый раз, когда провалилась моя ранняя опера, второй, когда во время прогулки на лодке упала в воду фаршированная индейка, и третий раз, когда услышал игру Паганини». Последнее утверждение, в отличие от предыдущего, было сделано без тени иронии.

     Магическая сила таланта, ореол славы, наконец «мефистофельский» облик неудержимо влекли к Паганини женщин. Список его любовных побед поистине впечатляющ. Великий скрипач был страстной, увлекающейся натурой. Каждое из своих многочисленных увлечений он готов был назвать единственной, на этот раз настоящей любовью. Метавшийся от одного любовного приключения к другому, он всю жизнь лелеял мечту о счастливой семейной жизни, стремясь найти свой идеал.

     В 1824 году Паганини познакомился с певицей Антонией Бьянки. Если Антония и пленила Паганини своей молодостью и красотой, то другие её качества были весьма далеки от идеала. Её легкомыслие, сварливость и ревность серьёзно отравляли ему жизнь. Нередко она устраивала безобразные сцены не только дома, но и в гостях и во время путешествий. Однажды, рассердившись на то, что Паганини отправился на деловые переговоры без неё, она схватила футляр со скрипкой и в ярости принялась изо всех сил колотить им об пол. Футляр разбился, но слуга успел вовремя выхватить из её рук скрипку, и она чудом уцелела. Совместная жизнь становилась невыносимой. Однако решение Паганини оставить Антонию так и не осуществилось, потому что в июле 1825 года она родила ребёнка. Мальчик был назван Ахиллом. Появление сына, которого он обожал, изменило отношение Паганини к Бьянки. Вновь стали оживать мысли о семейном очаге. Увы, ненадолго. Антония Бьянки не могла, да и не желала меняться. Весной 1828 года они все же расстались, и Николо удалось выхлопотать право оставить ребёнка на своём попечении.

     Случилось это уже в Вене, в городе, с которого Паганини начал своё европейское турне. Сказать, что Паганини имел большой успех, значит, ничего не сказать – успех был ошеломляющий, и с каждым новым концертом энтузиазм публики возрастал. В витринах книжных магазинов красовались его портреты. Кондитеры изготовляли бюсты Паганини из цуката, пекли булки в форме скрипки, дамы и девушки носили причёски a la Паганини. Его изображения появлялись на брелках, набалдашниках тростей, трубках, табакерках и даже на носовых платках. Однако напряжение гастролей и нервотрёпка, связанная с процессом против Бьянки, вызвали новый рецидив болезни. От лекарств у него обострилась язва желудка, началось гниение дёсен, и Николо пришлось перенести мучительную операцию по удалению всех коренных зубов нижней челюсти. Кроме того, он страдал и воспалением гортани. Не исключено, что это было началом туберкулёзного ларингита, который постепенно подтачивал его силы.

Тем не менее, как только Паганини почувствовал улучшение, он тут же продолжил гастроли и в течение двух лет объездил всю Германию, дав более ста концертов. Им восхищались Шуман, Шуберт, Гёте и Гейне.

     Летом 1830 года вестфальский герцог Фридрих II даровал ему баронский титул. Впрочем, по другим сведениям, великий скрипач этот титул просто купил.

     Варшава оказала Паганини не менее восторженный приём, чем Австрия и Германия. На одном из концертов присутствовал русский император Николай I, который подарил скрипачу бриллиантовый перстень. Приглашение посетить Москву и Петербург Николо отклонил, так как пускаться в столь далёкое путешествие не решился.

     Ну, а потом последовали гастроли по Франции и Англии. В Париже его с упоением слушали Бальзак, Делакруа, Лист, Жорж Санд, барон Ротшильд.

     В Лондоне за ним ходили толпы народа. Один лондонский кэбмен, узнав знаменитого артиста, заломил непомерно высокую цену, и на протест Паганини заявил: «Берёте же вы большущие деньги за билеты, а играете всего лишь на одной струне». Паганини, со свойственной ему находчивостью, молниеносно ответил: «Что ж, я заплачу тебе, сколько ты требуешь, только довези меня на одном колесе».

     Виртуоз действительно заработал в Англии огромные деньги. Билеты на его концерты, в самом деле, были весьма дороги, и Паганини не избежал обвинений в жадности. В этом грехе упрекали его не в первый раз. Но оправданы ли подобные обвинения?

     Да, Паганини был бережлив, порой скуповат. Вероятно, сказывались и отцовские гены. Но ни алчным, ни корыстным он не был. Он просто знал цену деньгам и понимал, что при ненадёжном состоянии здоровья мог в любой момент превратиться в инвалида. Нужно было обеспечить себя и горячо любимого сына. Паганини всегда щедро помогал матери, сёстрам, давал множество благотворительных концертов.

     Последние годы великого скрипача были омрачены тяжёлыми недугами и страданиями. Из-за болезни гортани он полностью лишился голоса – лишь его сын мог слышать, или, вернее, угадывать его слова. Паганини ещё надеялся на выздоровление. Но уже ничто не могло спасти его. Смерть неумолимо приближалась. Скончался Паганини в Ницце 27 мая 1840 года.

     В то, что произошло дальше, трудно поверить. Если при жизни Паганини странствовал почти сорок лет, восхищая своим искусством всю Европу, то после смерти его останки не находили постоянного пристанища свыше полувека. Католическая церковь запретила похороны «еретика» Паганини на том основании, что он отказался от исповеди и отпущения грехов перед смертью. Разумеется, согласно церковным канонам это были серьёзные проступки, но наказание поразило всех своей суровостью. По приказу церковных властей набальзамированное тело скрипача было перенесено в городской госпиталь, откуда пришлось переместить его в лазарет в местечке Виллафранше, так как суеверные жители уверяли, что по ночам вокруг гроба возникает свет, и слышны звуки скрипки. Но и там он оставался недолго. Протесты людей, якобы слышавших завывание ветра и стенания покойника заставили его друзей взять его оттуда и предать земле близ стены маслоочистительного завода. Однако оказалось, что находившийся поблизости сток нечистот заливает место погребения, и гроб пришлось выкопать снова. Четыре года шла борьба между друзьями и почитателями Паганини и епископом Ниццы. Наконец в апреле 1844 года запаянный свинцовый гроб с телом скрипача на небольшом паруснике был перевезён в Пальчевери в виллу Паганини. Тело великого музыканта хоронилось ещё несколько раз, пока, наконец, в 1896 году не нашло свой последний приют на кладбище в Парме. Великолепный памятник музыканту был воздвигнут уже его внуком – бароном Атиллой Паганини.



  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этой рубрике

Свобода на баррикадах

18 марта - День Парижской коммуны

Незабываемый "Дядя Степа"

13 марта 1913 года родился Сергей Михалков

Лицо одушевленное

27 июня1891 года родился авиаконструктор Владимир Петляков