Еще не та давно, в 80 - х годах прошлого столетии, известный французский романист Жюль Верн, автор многочисленных приключенческих повестей и романов, считал своеобразной утопией объезд всего земного шара и 80 дней. Люди, читая роман достопочтенного писателя, невольно посмеивались над автором, принимая его за чудака.
Но вот прошло немного времени, всего несколько десятков лет, наука сделала гигантские шаги вперед во всех областях и, в частности, в области транспорта всевозможных видов. Жюль Верн устарел, все писания этого неутомимого французского выдумщика представляются теперь смешновато - старинными.
В 1929 г. предприимчивые немцы сумели доказать всему миру, что с пространством нашей планеты можно справиться ни много, ни мало, как в 10 суток.
В начале августа этого года германский дирижабль «Граф Цеппелин» отправился в первый облет вокруг света. Этот дирижабль, как известно, в будущем году совершит большой арктический полет не только с целью исследования Северного полюса и близрасположенного к нему района, но и с целью обследования всего воздушного Северного пути. Таким образом, кругосветный полет этого года является как бы репетицией к будущему, еще более серьезному, «воздушному» спектаклю.
Однако, и теперешний полет дирижабля весьма ценен и интересен. Недаром в течение всех десяти суток полета «воздушного немца» большинство людей с напряженнейшим вниманием следило за его передвижением.
Первый этап перелета начался 9 августа, когда дирижабль вылетел из Нью-Йорка в Берлин, вернее во Фридрихсгафен - большой аэропорт около Баденского озера в Германии. Этот путь «Цеппелин» совершил через Атлантический океан, делая, в среднем, 165 - 169 км в час при несколько попутном ветре. Дирижаблю были не страшны ни буря, ни шторм в океане, он не обращал внимания ни на туманы, ни на ночное время. Воздушный корабль трансатлантический путь, который по воде большие океанские суда проходят в 12 - 14 дней, покрыл всего-навсего в трое с небольшим суток.
Во Фридрихсгафене дирижабль сделал краткую передышку. Здесь были взяты большие запасы нефти, горючего, различного груза. На борт корабля были приняты 56 пассажиров, включая сюда и представителя СССР - геолога, тов. Карклина. Тут были различные ученые, представители многочисленных иностранных кампаний - японцы, немцы, американцы и пр. Кроме людей, на дирижабле находились даже маленький аллигатор (крокодил) и бегемот, которых доктор Эккенер - командир корабля - вез в подарок Токийскому зоопарку.
15 августа в 4 час. 35 мин. утра «Цеппелин» вылетел из Фридрихсгафена через Германию и СССР в Токио. Путь этот, по заявлению самого же Эккенера, считался весьма трудным и тяжелым. В интервью, данным командиром дирижабля американскому корреспонденту, было заявлено, что «лететь над Сибирью - этой весьма мало исследованной местностью, с точки зрения метеорологических условий этого района - задача весьма серьезная и ответственная». II все же, несмотря на это, дирижаблю удалось пройти благополучно этот транссибирский путь. Правда, в этом деле немецкому кораблю не малую службу сослужили наши советские метеорологи и радисты, два раза в день передававшие сводки по радио непосредственно на «Цеппелин». В течение 2,5 суток дирижабль пролетал над советской территорией, видя под собой необъятную тайгу, дремучие непроходимые леса Сибири, делая, в среднем, 130 - 136 км в час.
Миновав нашу землю, дирижабль 19 августа на рассвете опустился в Токио - столице Японии. Таким образом, уже на этом участке дирижабль показал свою огромную приспособленность к прохождению подобного, весьма трудного, пути. Перелет над Сибирью полностью оправдал все предположения, в свое время высказанные комиссией Н. П. Горбунова о пригодности такой системы воздушных кораблей, как дирижабль, для совершения воздушных регулярных почтово-пассажирских рейсов через великий транссибирский путь. И недалеко то время, когда через Советский Союз будут реять десятки, а может быть, и сотни воздушных кораблей, подобных «Цеппелину», перевозя пассажиров из Европы в Америку, в каких - нибудь 5 - 6 дней. Оказалось, что этот путь является самым удобным и скорым, почти лишенным всяких неожиданностей.
Когда пишутся эти строки, дирижабль готовится к последнему летному этапу - из Токио перелетать в Нью-Йорк через Тихий океан. Этот путь, протяженностью в 4,5 тысячи км еще ни разу не был пройден па дирижабле.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.