Казахстан - край несметных богатств. Его недра хранят в себе залежи каменного угля, железной руды, меди, редких металлов.
Гиганты индустрии выросли в республике за годы Советской власти: Темир - Тау, Караганда, Джезказган. Десятки новых крупных предприятий будут построены в течение семилетки.
Все новые и новые клады открывают наши геологи. Под Экибастузом и Майкубеном найдены мощные пласты каменного угля, лежащего на самой поверхности; под Бозшакулем - медь; под Майкаином - золото. Но все эти богатства разрабатываются не полностью.
Дальнейшее развитие тяжелой промышленности Казахстана сдерживает отсутствие достаточного количества воды. 652 миллиона кубометров воды потребуется Казахстану в 1965 году, а через двадцать лет - 2 миллиарда 329 миллионов кубометров. Кто же выпьет эти моря? Оказывается, те же уголь, сталь, прокат. Подсчитано, что для производства одной тонны стали нужно от 16 до 24 кубометров воды; для добычи одной тонны угля в шахтах - кубометр воды.
Есть в Казахстане и другой потребитель воды - земля. Она сгорает от жажды. Если же оросить ее, она даст невиданные урожаи пшеницы, фруктов, овощей.
Многие ученые, инженеры, хозяйственные и партийные работники изучали проблему водоснабжения Казахстана. Были разработаны самые разнообразные проекты.
Инженер М. Давыдов предлагал повернуть Енисей и Обь на юг, заставить их течь через казахские степи в Каспийское море. Смелая мысль! Но для ее осуществления потребовались бы десятки лет.
По другому проекту предполагалось использовать воды Сыр - Дарьи, Урала, Или. Но все эти реки расположены далеко от Казахстана, и поэтому каналы, проведенные от них, стоили бы очень дорого и строились бы не менее 10 - 15 лет.
Ближе других рек к Центральному Казахстану Иртыш. Значит, именно он должен отдать ему свои воды. Проект канала Иртыш - Караганда представлялся всем наиболее реальным. Но и здесь не обошлось без споров между учеными. Восемь вариантов трассы было предложено на рассмотрение специально созданной комиссии.
Недавно правительство утвердило окончательный вариант, так называемый Шидертинский, предложенный работниками нашего научно - исследовательского института «Гидропроект». В чем же преимущество этого варианта перед остальными?
Во-первых, сроки его строительства кратчайшие - всего пять лет.
Во-вторых, длина канала по сравнению с другими предлагаемыми трассами небольшая - 514 километров.
В-третьих, канал будет проходить около важных промышленных центров, а не в безлюдной пустыне.
И в-четвертых, проект этот самый рентабельный, самый дешевый.
Посмотрите на схему. Канал берет начало на Иртыше под Павлодаром, возле селения Ермак. Насосная станция поднимет воды на 20 метров вверх, и 104 километра они пойдут самотеком. В районе Экибастуза будет создано резервное водохранилище. А дальше ложе канала станет подниматься все выше и выше - на 475 метров! Чтобы поднять воду на такую высоту, потребуются 23 насосные станции общей мощностью в 342 тысячи киловатт. Энергию им даст построенная здесь же, на экибастузских углях, большая тепловая электростанция. По закрытым трубам вода пойдет на юг, в Майкубен и от него - в Майкаин.
Неподалеку от Бозшакуля с запада на восток течет река Шидерта. Люди повернут ее вспять; пусть теперь она течет с востока на запад, по линии канала! Пока еще не решен вопрос, пойдет ли трасса канала прямо по руслу реки или вдоль берега, но ясно одно: реку мы заставим течь так, как нам понадобится.
Этот участок канала самый трудный, самый высокий. На плато, на водораздел между реками Шидерта и Нура, воду поднимут десять насосных станций. Семьдесят пять кубометров воды в секунду будет проходить по каналу. Заметим, что в Москве - реке проходит лишь двадцать пять. Канал закончится резервным водохранилищем, расположенным близ Караганды, рядом с уже существующим Самаркандским водохранилищем.
Таков путь канала Иртыш - Караганда. Мы уже говорили, что этот вариант канала будет самым рентабельным из всех предлагаемых. Подсчитано, что для постройки его нужно вынуть около 100 миллионов кубометров земли и уложить около 1 миллиона кубометров бетона. Напомним, что при строительстве канала имени Москвы было вынуто 200 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. Строительство канала Иртыш - Караганда будет стоить 2 миллиарда рублей. Но сюда придут опытные строители, умеющие беречь народную копейку, и молодежь, которая тоже научилась экономно расходовать государственное добро. Мы думаем, что за время строительства канала в комсомольскую копилку будут внесены сотни миллионов рублей.
В 1963 году будет сооружена первая очередь канала - от Иртыша до Экибастуза, в 140 километров; вторая, до Караганды, - к 1965 году. А позднее, к 1970 году, вода пойдет еще южнее, -
в Атасу и Джезказган.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.