Мне могут возразить, что эта цель недостижима, что ДЮСШ не могут обучить всех, поскольку не хватит ни воды, ни времени. Об одном резерве времени и пространства» я сказал. А второй и искать не нужно. Он, как говорится, лежит на поверхности. Большинство наших бассейнов – если не все! – пустуют с 12 до 2 часов дня. Давным-давно было принято решение, чтобы ученики средних школ проводили здесь именно в эти часы свои физкультурные занятия. Но в бассейнах по-прежнему тишина. Потому что для руководителей средних школ занятия плаванием их учеников – это дополнительные заботы. Нужно обеспечить транспорт, который доставил бы детей в бассейн и привез их обратно в школу, нужно проследить, чтобы все ребята прошли медицинский осмотр и обзавелись плавательными принадлежностями, нужно отвечать за них. Куда проще дать им мяч, и пусть они в школьном спортзале играют в баскетбол.
И эти «лишние» заботы заслоняют от нас ребенка, его судьбу. Мы забываем, что, не умея плавать, он легко может попасть в число тех сотен и тысяч людей, которые становятся жертвами несчастных случаев на воде.
Очень многое здесь может сделать комсомол, в первую очередь в организации массовых соревнований, которые популяризировали бы плавание. Опыт такой работы у комсомола есть – достаточно вспомнить многочисленные проплывы по рекам, которые по инициативе комсомола проводились в послевоенные годы.
В 1982 году учрежден всесоюзный «День пловца». Но этого мало. Вот если бы в течение всего года по стране проходили различные соревнования, которым предшествовали бы регулярные тренировки.
Мне, например, видятся турниры, организованные по такой модели: скажем, соревнуются команды каких-либо двух городов, например. Москвы и Ленинграда. Продолжаются состязания шесть месяцев. В течение этого времени желающие принять участие в состязаниях могут прийти в какой-либо из городских бассейнов и проплыть 200 метров. У каждого должна быть специальная карточка. Одна ее половинка отрывается и сдается в судейскую коллегию, другая – остается у участника. Потом по этим карточкам подсчитывается, сколько человек в том и другом городе приняли участие в турнире.
Через полгода жюри подсчитывает число людей, проплывших двухсотметровку в Москве и в Ленинграде, и сопоставляет с общим населением городов. А затем – результат: в одном городе 200 метров проплыло, скажем. 20 процентов населения, а в другом – лишь 18,5.
Уверен, что возможность выступить за честь своего города стала бы отличным стимулом для многих людей, которые по различным причинам не могут или не хотят стартовать в чисто спортивных соревнованиях. У меня нет сомнения, что вместе с родителями в бассейн обязательно пришли бы и их дети, а это значит, что в течение полугода число ребятишек, умеющих плавать, резко бы возросло.
Спорткомитет СССР проводит массовые детские соревнования «Веселый дельфин». Бесспорно, эти турниры, в которых выступают около 100 тысяч воспитанников ДЮСШ. способствуют привлечению в плавание молодежи. Однако хотелось бы, чтобы в столь нее массовых состязаниях принимали участие и новички – дети, которые только начали отсчет своих даже не километров – первых сотен метров, преодоленных брассом, кролем и «по-собачьи»...
За выдающиеся победы спортсменов награждают золотыми, серебряными, бронзовыми медалями. Мне кажется, что и тот, кто научил плавать десятки людей, достоин награды. И, может быть, стоит подумать о том, чтобы комсомол учредил специальные значки для тех, кто преподает основы плавания, обучает, «ставит на ноги» юных пловцов. А тем. кто научил тысячу, надо, наверное, вручать значок более весомого достоинства, ибо тысяча обученных плавать людей – это наверняка десяток спасенных жизней.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Райком комсомола и атеистическое воспитание
Фантастическая сказка