По какой дороге ни въезжаешь в столицу нашей республики — воздушной, морской или железной, — первым делом замечаешь своеобразный железный лес — нефтяные вышки. Их ажурные стволы навечно вписаны в пейзаж города. Имя столицы Азербайджана давно стало нарицательным, недаром же, когда были открыты новые нефтяные месторождения, их назвали «вторым Баку», «третьим...». И теперь, когда появились такие гиганты, как Самотлор, когда Западная Сибирь по своим запасам во много раз превосходит все известные нефтяные районы планеты, наш Баку все равно остается первым. Первым по опыту нефтедобычи, первым по подготовке специалистов-нефтяников, первым по выпуску нефтяного оборудования... В Азербайджане — десятки научно-исследовательских институтов, занимающихся проблемами добычи, хранения, транспортировки и переработки нефти. Заводы республики выпускают треть всего нефтяного оборудования в стране.
И совсем не случайно на центральной выставке НТТМ-72 из 240 работ, представленных молодыми новаторами республики, более половины были так или иначе связаны с нефтью. К слову сказать, все они были отмечены медалями и грамотами ВДНХ СССР. Мы тщательно готовились к этой выставке, комсомольские организации в ходе смотра НТТМ широко привлекали молодых рабочих и специалистов к техническому творчеству, рационализаторству и изобретательству. Тысячи молодых людей приносили в комитеты комсомола свои первые рационализаторские предложения, а экономисты подсчитывали сумму эффекта от их внедрения, цифры получались обнадеживающими, семизначными. Они попадали в различные отчеты, кое-кого завораживали, вызывали радостные улыбки и бурные аплодисменты. Но во многих случаях у этих многозначных цифр нули, увы, были дутыми и предполагаемый эффект оборачивался лишь эффектными фразами. А тоненькие папки пылились в столах уполномоченных бризов, хоронили надежды и мысли начинающих новаторов...
Несколько лет назад на одном из наших заводов я познакомился с молодым изобретателем. Он с увлечением рассказывал о своих планах, о поисках новой технологии и оснастки. Замыслы у него были весьма толковые, многообещающие. Это подтвердил и начальник цеха, присутствовавший при разговоре. И вот через год интересуюсь делами этого изобретателя, а он только рукой махнул: «Пять предложений подал, и все лежат без движения. То металла, говорят, нет, то денег, а я думаю, просто нет у них желания заниматься лишней работой».
К сожалению, случай этот не единичный. Не так давно наши прожектористы проверили, как внедряются рационализаторские предложения рабочих и специалистов на различных предприятиях республики, и обнаружили около семи тысяч «похороненных» идей. И без модной ЭВМ можно было подсчитать, что если бы каждое из этих предложений дало в год хотя бы тысячу рублей экономии, то государство наше получило бы дополнительно 7 миллионов! Но все это «если бы». Теперь же эти миллионы в лучшем случае надо считать «замороженными», но точнее, потерянными. А как приплюсовать к потерянным рублям потерю творческого настроя людей, потерю их желания искать, придумывать? Мне кажется, что для молодого новатора нет большего стимула к техническому творчеству, чем воплощенная в металл, дерево, нефть, короче говоря, ставшая вдруг осязаемой его первая, пусть даже весьма робкая, но . правильная мысль. Я не говорю уже о той действительной материальной прибыли, которую приносит государству внедрение не только важного изобретения, но и простого рационализаторского предложения.
В последние годы на предприятиях нашей республики, в научно-исследовательских и проектных институтах все большее распространение получает так называемая операция «Внедрение». Комитеты комсомола берут под свой непосредственный контроль продвижение важнейших конструкторских и технологических разработок, изобретений, рационализаторских предложений.
У комсомольцев Особого конструкторского бюро раздельной эксплуатации нефтяных скважин есть свой лозунг: «От чертежной доски до скважины». Здесь такое правило: закончив техническую документацию, автор помогает заводу-изготовителю выпустить опытный образец, участвует в создании технологии производства того или иного оборудования, лично готовит его для производства.
Разработки ОКБ внедряются на всех нефтяных месторождениях страны, и, приезжая то в Тюмень, то в Поволжье, то в Туркмению, молодые специалисты становятся своеобразными носителями и распространителями передового опыта. Комитет комсомола, который возглавляет лауреат премии ЦК комсомола республики Геннадий Паренский, обязал каждого молодого специалиста, уезжающего в командировку, брать с собой не только чертежи, но и опытные образцы нового оборудования. Ребята себя в шутку называют коробейниками. Ну что ж, товар у них отменный, и спрос на него все увеличивается. ОКБ завалено темами, план жесткий, а комсомольцы из командировок привозят все новые просьбы и заявки нефтяников на различные разработки. Конечно, можно было бы отказаться от этой дополнительной работы, и никто бы и не вздумал их упрекнуть, но конструкторы ОКБ решили взяться за сверхплановые темы и на совместном заседании комитета комсомола и совета молодых специалистов образовали еще одно О (Общественное) КБ.
Среди внеплановых тем была и просьба нефтяников поработать над усовершенствованием станка-качалки. КБ не занимается разработкой подобного оборудования, и все же конструкторы не смогли отказать своим друзьям-эксплуатационникам. За дело взялись комсомольцы глубинно-насосного отдела. Одни вели патентный поиск, другие собирали техническую документацию, третьи искали всевозможные решения. И нашли. Они не просто усовершенствовали этот станок, а создали новый, более надежный и в то же время более простой. И если прежний стоил полторы тысячи рублей, то этот, как говорится, хоть «позолоти» его, дороже трехсот не станет. А потребность в этих станках исчисляется десятками тысяч. Конструкция нового станка-качалки была признана изобретением, и сотрудники ОКБ Шамиль Джафаров, Азиз Исмаилов и Геннадий Паренский получили авторское свидетельство.
В ОКБ могут только рассчитать новый станок или машину, создать ее на бумаге, облечь же мысли конструкторов в металл обязались комсомольцы машиностроительного завода имени Дзержинского. И тоже сверх плана. А для этого им необходимо вести строгую экономию электроэнергии, металла, сырья. Дзержинцы помогают конструкторам не безвозмездно. Те, в свою очередь, обязались содействовать развитию рационализации на заводе и организовали школу молодого новатора.
В школах молодых рационализаторов, существующих почти на всех предприятиях республики, работают опытные преподаватели. Как правило, все они имеют диплом общественного института изобретательского творчества, организованного два года назад Центральным Комитетом комсомола и республиканским советом ВОИР. В течение года слушатели института — сотрудники НИИ, КБ, инженеры промышленных предприятий — изучают методику решения изобретательских задач, развития творческого воображения, прогнозирования научных исследований и технического конструирования, патентоведения и т. д. Дипломная работа каждого слушателя должна быть на уровне изобретения. Естественно, выпускники института и сами становятся более активными новаторами и могут передать свои знания и навыки начинающим рационализаторам.
С точки зрения технического прогресса все виды образования надо рассматривать лишь как отправной пункт для дальнейшего самообразования. Только при этом условии можно надеяться, что специалист не растеряет своих институтских знаний, которые в наше время быстро стареют. Умение самостоятельно пополнять свои знания, обновлять их становится все более необходимым для современного специалиста. Мы стремимся прийти на помощь вчерашним студентам — нынешним физикам, геологам, инженерам... Стали уже традиционными ежегодные научные конференции молодых нефтяников, физиков, мелиораторов, которые ЦК комсомола проводит совместно с республиканской академией наук и другими министерствами и ведомствами. Как правило, на эти конференции приезжают молодые ученые и специалисты из других республик страны. Широкий обмен мнениями, обмен информацией, разнообразные доклады и сообщения, несомненно, помогают молодым специалистам быть в курсе последних достижений науки и техники, позволяют им определить для себя очередные научные и технические задачи.
Два года назад была учреждена премия ЦК ЛКСМ республики. Первыми лауреатами этой премии стали молодые ученые и специалисты, проявившие себя как настоящие исследователи. Все они являются авторами законченных и внедренных в производство работ. Другие мы и не рассматривали. И, конечно, не из простого принципа: само положение о премии предусматривает законченность работы. И все равно соискателей было много. Мы рассмотрели более ста работ и, смею надеяться, присудили премии самым достойным.
Двенадцать из восемнадцати лауреатов работают в одном из районов Баку — районе имени 26 бакинских комиссаров. И не удивительно — это мозговой центр нашей республики. Здесь расположено свыше пятидесяти научно-исследовательских и проектных институтов, в которых трудится около шести тысяч молодых специалистов. В каждом из этих научных учреждений довольно успешно работают советы молодых ученых и специалистов. Но все институтские советы до последнего времени жили разрозненно, варились в собственном соку, решали чаще всего локальные задачи. В начале этого года районный комитет комсомола провел свой пленум, посвященный дальнейшему совершенствованию работы с молодыми учеными и специалистами. Был создан районный совет, в задачу которого входит координация и контроль работ, ведущихся первичными советами, составлен большой круг вопросов, решить которые не в силах отдельные коллективы, и требующих разработок на стыке разных наук, начало свою работу Общественное конструкторское бюро, в секциях которого решаются проблемы бурения, нефтедобычи, автоматики, геологии...
Научно-исследовательский и проектный институт НИПИНефтехимавтомат — одно из крупнейших научных учреждений республики. Институт занимается автоматизацией нефтяных месторождений, магистральных нефте- и газопроводов, предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Объекты, на которых работают сотрудники института, расположены буквально во всех областях страны, от пустынь Туркмении до нефтепромыслов Сахалина. По решению комсомольской организации, которое поддержали партком и администрация института, ни одна научная работа не считается законченной, пока не будет внедрена в производство. А надо сказать, аппаратура, разрабатываемая институтом, самая современная, сложная. Это устройства телемеханики, автоматизированные системы управления различными технологическими процессами и производством в целом, всевозможные датчики, сигнализаторы, преобразователи...
Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов учредило специальную премию для молодых новаторов. Быть может, подобные премии следует учредить и республиканским советам ВОИР. Нам думается, что наряду с такими премиями пора сделать и специальные значки — «Лучший молодой рационализатор (изобретатель)», «Лучший молодой рационализатор республики». Назрела необходимость в создании и у нас и в других республиках постоянно действующих и передвижных выставок молодых новаторов, на базе которых можно организовать республиканские школы обмена опытом, повышения квалификации, изучения природы творчества. Такие выставки могли бы стать и лекториями и клубами для начинающих рационализаторов и, несомненно, помогли бы привлечь к научно-техническому творчеству новые отряды молодежи.
Недавно ЦК комсомола вместе с республиканскими советами НТО и ВОИР провел научно-практическую конференцию по участию молодых специалистов в интенсификации производства. Много внимания на этой конференции было уделено и вопросам научно-технического творчества молодежи. И это естественно. Участие молодежи в движении «Пятилетке — ударный труд, мастерство и поиск молодых» стало неотъемлемой частью научно-технической революции. Напряженный план третьего, решающего года пятилетки требует от каждого молодого труженика максимальной творческой отдачи. Вот почему мы стремимся 'привлечь к техническому творчеству как можно больше молодых людей. Сейчас на всех предприятиях проводятся конкурсы «Первое рационализаторское предложение», отряды и штабы НТТМ ведут контроль за их внедрением в производство. И пароль второго этапа смотра НТТМ — «Внедрение».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть. Окончание. Начало в №№ 16-18. Повесть печаталась в сокращении.
Министр национальной обороны ЧССР, генерал армии Мартин Дзур отвечает на вопросы корреспондента «Смены»