Пожалуй, в восприятии сегодняшней культуры ничто другое не имеет среди подростков и юношей столь сильного воздействия, как современная популярная музыка. Именно в ней молодые слушатели стремятся найти выражение своих чувств и проблем, услышать отзвук своего собственного мира. Среди них есть и такие «фанатики», которые готовы слушать любимые музыкальные записи всегда и всюду: готовясь к занятиям, гуляя по улицам, общаясь с друзьями. Как пишет в редакцию один из читателей «Смены», назвавшийся Славой К. из Горького, ему «записи любимых ансамблей заменяют и друзей и близких. Только с ними я чувствую себя самим собой, они мне дают то, что я не нахожу среди окружения, – раскованность чувств. Может быть, это и плохо, что я провожу со своим магнитофоном больше времени, чем со сверстниками, предпочитаю сидеть один на один со своими любимыми мелодиями, но ничто на меня не действует так сильно и захватывающе, как дисковые мелодии».
Особый ритм и строй, звучание инструментов, вероятно, больше всего отвечают будничному настрою иных молодых людей, и думаю, что более всего их привлекает необычная окраска мелодий. Я часто замечал, что электроинструменты имеют какую-то особую притягательность для молодых. А гитара, участвующая почта во всех современных ансамблях, прочно вошла в быт молодежи, она сопровождает вечеринки, прогулки и в городе и в деревне, заменив когда-то популярную гармонь. Даже необученные, неумелые пальцы пытаются извлечь из нее знакомые мелодии и ритмы.
Многочисленные письма, пришедшие в «Смену», в клуб «Музыка с тобой», говорят о важности и сложности проблем, связанных с музыкальной культурой. Судя по этим письмам, интерес к популярной музыке охватил столь широкий и разнообразный круг людей, что возникает неизбежная пестрота суждений об ансамблях и исполнителях. Но в письмах порадовало то, что среди их авторов почти не встретилось любителей тех ВИА, которые стоят гораздо ниже среднего уровня. Полупустые залы на их выступлениях уже не раз доказывали непопулярность этих доморощенных ансамблей. Но они все-таки продолжают существовать. Почему так происходит – это уже другая проблема.
Среди читателей «Смены» есть страстные приверженцы и не менее страстные отрицатели таких ансамблей, как «Смоки», «Бони М»... Ну, прежде всего надо сказать, что эти группы, на мой взгляд, не заслужили того повышенного внимания, которое выпало на их долю. Это отнюдь не выдающиеся музыканты, хотя вполне профессиональные. Под их музыку хорошо танцевать. И, пожалуй, не больше.
Вижу еще одну причину такого ажиотажа вокруг дисков зарубежных ансамблей типа «Смоки» или «Дип Пепл». Он в немалой степени вызван реакцией молодежи на серость и безликость знакомых им многочисленных ВИА. Их живучесть, постоянное присутствие на сцене и в эфире может создать впечатление, что это все, что есть в современной популярной музыке. Сошлюсь здесь на читательское мнение: «Большими тиражами выпускаются диски ансамблей-близнецов, которые и сами-то, наверное, не отличают свою музыку от чужой. А что это за музыка? О текстах я уже не говорю. Свое отношение ко всем этим «поющим» выражу языком одной из песен: «Где ты? Мне теперь все равно. Ты ко мне не подходи – и я к тебе не подойду». Почему же весь этот музыкальный мусор буквально засорил эфир и эстраду, а музыканты, которые ищут (и находят) свои пути в искусстве, подчас лишаются аудитории? И не по своей вине. Очень бы хотелось услышать ответ компетентных людей», – пишет Александр Заречный из Грозного.
У нас, к сожалению, нередко выпускают на профессиональную сцену ансамбли, музыкально явно не одаренные. Они поглощают и средства и время, которые могли бы быть отданы гораздо более достойным музыкантам. «Мне кажется, – справедливо замечает Александр Гончаров из Гомеля, – что у нас чересчур много вокально-инструментальных ансамблей. Названия всех не упомнишь. Многие похожи друг на друга. Удачливым подражателям «Песняров» уже подражают многие. Надо, чтобы каждый ансамбль имел свое лицо. А если не получается – пусть в соревновании с талантливыми ищут своего выхода в эфир. Ансамбль должен воспитывать у зрителя высокую музыкальную культуру, развивать любовь к музыке. Хорошей музыке. И такую музыку должна пропагандировать фирма «Мелодия», не забывая и о классической, как и русской, зарубежной».
А ведь существуют, как я считаю, такие наши талантливые ансамбли и группы, как «Ариэль», «Арсенал», «Зодиак», и др. Их не спутаешь, у каждого есть свой голос, и они не только исполнители – рождают музыку и сами. Их сила в своеобразии. И это не должно пугать тех, от кого зависит их творческая судьба, дорога к широкой публике. Ведь в музыке, как и в искусстве, ценно то, что выражает личность художника, его отношение к миру, выраженное с наибольшим мастерством и полнотой.
То, что разговор в большинстве писем ведется вокруг лишь пяти-шести групп и ансамблей, свидетельствует, по-видимому, о недостатках в работе по этой теме. Вот что сообщает Сергей Корнеев из Читы «Уважаемая редакция, пишет вам ведущий одной из немногих читинских дискотек. Совсем случайно ко мне в руки попал один из номеров вашего журнала, и там меня заинтересовала рубрика «Откровенный разговор», в которой многочисленные читатели высказывают свое мнение о «дисковой болезни».
В своей работе я сталкиваюсь с определенными трудностями. Мало, слишком мало информации, серьезной и углубленной литературы о многих популярных ансамблях. Каких только журналов не побывало у меня на столе, пока я по крупицам собирал нужный мне материал. А книги О. Феофанова, о которых писала «Смена» в № 15, – это действительно только толчок к настоящему пониманию музыки, но отнюдь не больше. Что же делать? Если бы смог, сам бы начал писать». Действительно, если даже подходить с высоким критерием отбора, то можно найти гораздо больше отечественных и зарубежных музыкантов, с творчеством которых стоило бы знакомить слушателей чаще и подробнее. А не «галопом по Европам», как пишет один из читателей. Молодежи нужна информация, объективная и разнообразная, чтобы разобраться в сложном и противоречивом явлении – современной популярной музыке. Хорошо, что появились теперь дискотеки, где можно услышать то, что трудно или невозможно достать. Но насколько профессионально там ведется работа, насколько интересна и информативна программа, кто об этом судит? Всегда ли те, кто имеет на это право? На волю волн или на волю непрофессиональных деятелей такое начинание бросать недопустимо.
Конечно, дискотеки – это не решение сложного вопроса формирования музыкального вкуса. Далеко не все обладают прирожденным музыкальным чутьем, но и тем нужны определенные знания музыкальной культуры, чтобы они смогли верно судить о том, что происходит в современной музыке. Безусловно, необязательно уметь рисовать, чтобы разбираться в живописи, и необязательно играть на музыкальном инструменте, чтобы понимать музыку. Но молодым нужно накопить определенный эстетический опыт, помогут и знания других искусств, чтобы отличить истинное и ложное в современном искусстве. Способность к верной оценке в искусстве, а в музыке с ее особым языком тем более не дается сама собой. Она должна воспитываться, но не навязыванием чужого мнения, не насильным вождением школьников в оперу или в консерваторию два раза в месяц. Нужна систематическая работа с молодежной аудиторией, которую бы вели профессиональные музыканты, интересующиеся современной популярной музыкой. Очень полезно было бы создать на телевидении постоянные музыкальные передачи для молодежи, знакомящие с нашими и зарубежными ансамблями, с интересными событиями, происходящими в современной эстрадной музыке. В этом смысле интересен опыт радиостанции «Юность».
Современная эстрадная музыка, завладевшая столь широкой молодежной аудиторией, стала важным общественным явлением. И это требует внимательного и умелого к ней отношения. Она оказывает не меньшее влияние на жизнь людей, чем так называемая «серьезная» музыка. Эстрадные мелодии и песни – это сиюминутная реакция на жизнь, непосредственная и яркая. От нее невозможно ждать той философской наполненности и мощной формы, как в серьезной музыке. Произведения поп- или рок-музыки быстро себя исчерпывают, устаревают, и редко кто будет возвращаться к тому, что нравилось несколько лет назад. А к любимым произведениям классической музыки мы возвращаемся постоянно. Но я не стал бы нападать на юных за то, что они пока предпочитают симфонической музыке вокально-инструментальные ансамбли. Это вполне нормально для их возраста. Ведь эта музыка выражает современную жизнь, говорит о любви, мире и дружбе тем языком, который им ближе и понятней. Придет время – ребятам станет недостаточно того, что дает им эстрадная музыка. И если окружающий культурный климат благотворен, то им откроется и Моцарт, и Рахманинов, и Чайковский... Но вот когда человеку идет уже на третий десяток, а для него не существует иной. кроме поп- или рок-музыки, – это уже явный признак его эстетического невежества. В этом возрасте уже должна влечь та глубина чувств и идей, которая доступна классической музыке. Если же этого не происходит, то, на мой взгляд, виноват в основном только он сам, потому что в нем самом должна быть тяга к знаниям, активный интерес к тому, что происходит в сегодняшней культурной жизни. «Душа должна трудиться».
В клуб «Музыка с тобой» пришло за этот год свыше тысячи писем. Их прислали люди самых разных вкусов и пристрастий: одних волновали эстрадные ансамбли и группы, других – классика или духовая музыка, фольклорное искусство. Но все письма объединяет одно – глубокая заинтересованность в развитии музыкальной культуры, воспитании верного восприятия столь разнообразного мира музыки. И мне кажется, что проблемы, затронутые читателями «Смены», достаточно важны и актуальны, чтобы ждать их разрешения от тех, от кого зависит судьба музыкальной культуры.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.