В конце XIX века у южных берегов Франции затонуло судно, на котором везли на выставку в Париж экспонаты из французских колоний в Индокитае. Людей, которые через много лет подняли это судно, ожидал приятный сюрприз: изящные блюда, подносы, шкатулки, покрытые тончайшими росписями, неожиданно засияли нетронутой яркостью красок. Это были знаменитые вьетнамские лаки, созданные талантливыми народными мастерами. Искусство лака во Вьетнаме имеет тысячелетнюю историю. Разноцветным лаком упрашали храмы, дворцы и фамильные усыпальницы. Имена мастеров древности до нас не дошли. Об их искусстве мы можем судить лишь косвенно, по описаниям путешественников, начиная с X века нашей эры. Многострадальная земля этой страны сохранила очень мало памятников. Бесконечные войны, огонь пожарищ бесследно уничтожили легкие деревянные строения, а вместе с ними неповторимые творения рун многих поколений народных мастеров. Сохранился до нашего времени знаменитый храм Конфуция в Ханое, построенный в XI вене и расписанный красным лаком, лишь слегка потемневшим от времени. Человека, входящего в храм из яркого солнечного дня, сразу же охватывало какое - то особое настроение таинственности, отрешенности от внешнего мира. Густой, прохладный полумрак, царящий внутри храма, оживляется лишь мягким мерцанием лаковых красок и золота, которым украшали некоторые статуи божеств. Лаковые краски сами по себе очень красивы - горящий красный цвет, бархатисто - черный с золотом, черный с серебром или перламутром. Особенно проявляется прелесть ярких, словно изнутри накаленных тонов в росписях, в которых причудливый орнамент сочетался с изображением различных мифологических сцен, пейзажей, бытовых картинок, народных празднеств. Изготовляют лак из сока лакового дерева. Сок этот выдерживают три года. Каждая, даже самая небольшая вещь, украшенная лаком, становится поистине драгоценностью. Над шкатулкой размером в ладонь мастер мог работать до десяти лет. Для того, чтобы лак не давал трещин и создавал ровную блестящую поверхность, каждый слои должен окончательно просохнуть, прежде чем на него нанесут другой. А процесс этот длится от нескольких месяцев до года. Как правило, каждую вещь покрывали лаком от пяти до десяти раз. Затем наступал самый ответственный момент - декоративная роспись. Держа вертикально небольшую кисточку, художник набрасывал тончайший рисунок. Один неправильный штрих мог испортить многолетний труд мастеров - лаковые краски не терпят никаких исправлений. Краски в маленьких чашечках всегда были под рукой художника, располагавшегося на циновке в темном, сыром помещении. Лак - материал чрезвычайно «капризный»: от света непросохшие краски меняют цвет и сохнут только в насыщенной влагой атмосфере. Гонцы императора, крупных чиновников и феодалов из года в год разыскивали по всей стране наиболее искусных мастеров. Тот, кто попадал в число избранных, должен был на долгие годы распрощаться с семьей и до глубокой старости служить своему господину. Именно рунами этих мастеров украшены дворцы и храмы последней императорской династии Нгуенов в Гуэ. И сейчас во Вьетнаме работают замечательные мастера этого дела. Около тридцати лет назад группа молодых художников впервые применила лак в живописи. С этого и началось развитие вьетнамской лаковой живописи - явление подлинно уникального в истории искусства. С ее появлением древнее искусство лака получило как бы свое второе рождение.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.