С преподавателем Судаба встретилась на лестнице. - Салам, Акиф - муэллим!
- Здравствуй! - тепло отозвался преподаватель и остановился. Остановилась и Судаба.
Приглаживая свои посеребрённые сединой волосы, Акиф внимательно смотрел на ученицу.
- Ну, как твои дела, Судаба? Конечно, Судаба сразу же догадалась,
о чём спрашивал её учитель: он хотел знать, в каком состоянии её дипломная работа.
- Я ещё не начинала, - смущённо ответила девушка.
Увы, такой ответ преподаватель слышал не впервые.
- Послушай, Судаба, - строго сказал он. - Так больше нельзя. Время идёт, а ты даже ещё не знаешь, что будешь рисовать. Давно пора бы выбрать тему.
Преподаватель смолк, и его худое морщинистое лицо выразило крайнее огорчение. Он пошёл было по лестнице вверх, но, заметив, что Судаба стоит неподвижно, сказал:
- Если тебе трудно решить самой, приходи, подумаем вместе. Ведь я тебе уже говорил об этом. Ты куда - нибудь сейчас спешишь?
- Я никуда не спешу, муэллим!... Седой преподаватель и невысокая
чернокосая Судаба поднялись по лестницей пошли по длинному коридору училища.
Заложив руки за спину, Акиф - муэллим шёл не спеша, раскланиваясь со встречными студентами. Судаба шла следом за ним.
За пять лет учёбы в училище Судабу успели полюбить и преподаватели и студенты. Она всегда была весёлой и остроумной, и товарищи не привыкли видеть её такой задумчивой и молчаливой, как сейчас. Все заметили эту перемену, хотя она и пыталась улыбаться.
Учитель проводил её в свой маленький кабинет. На стенах висели знакомые Су - дабе картины Репина, Серова, Сурикова, Азим - заде.
Девушка в нерешительности остановилась у дверей. Учитель прошёл к своему столу, оборвал с календаря листок прошедшего дня, затем открыл окно и сел за свой рабочий стол.
С улицы сразу пахнуло крепким морским ветерком. Он рассыпал на её высоком лбу мягкие волосы, добрался и до чёрного галстука муэллима, откинув его в сторону.
- Ну, рассказывай, Судаба, какие трудности у тебя в работе?
- Никаких трудностей, - тихо ответила девушка и отвела со лба чёрную прядь. - Я хочу нарисовать... - Судаба остановилась. За последние дни состояние какой - то беспомощности не покидало её. Где взять точные образы, слова, чтобы рассказать о том большом, что живёт в её маленьком сердце?! - Как мне сказать, чтобы вы поняли, муэллим? Я хочу нарисовать такую картину, о которой думают миллионы людей на земном шаре...
- Что ж, - поспешил к ней на выручку учитель. - Это очень хорошо, что тебя интересуют современные темы... Но только ведь время - то не терпит. Как бы тебе не пришлось потом рисовать в спешке... - Он показал Су дабе оторванный листок календаря. - Видишь, это только бумажка. Но каждый день, когда я срываю её с календаря, то неизменно спрашиваю себя: а что я сделал в течение этих суток? Или эти двадцать четыре часа моей жизни пропали даром?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.