* * *
Был поздний час. Где - то за окном из репродуктора неслись полуночные удары
с Кремлёвской башни. Мелодичный звон, казалось, льётся откуда - то из глубины звёздного неба. Нервно работая, Судаба быстро набросала эскиз рисунка и, прижимая к груди свёрток, торопливо направилась к учителю.
Вот и дом, в котором живёт Акиф - муэллим. Как хорошо, что в его окнах ещё горит свет!
Судаба позвонила. Не прошло и минуты, как учитель, одетый в длинный халат, открыл ей двери.
- Что случилось, доченька? - с тревогой спросил он Судабу. - Ты так поздно!
- Простите меня, муэллим, что я беспокою вас. Но от радости я не могла дождаться утра. Теперь я знаю, что мне рисовать. Я пришла показать вам только набросок...
И девушка, не дожидаясь приглашения, вошла в кабинет муэллима. Здесь она развернула бумагу и, положив её на стол, не спускала глаз с учителя.
Ей казалось, что он слишком медленно приближается к столу, слишком равнодушно смотрит на рисунок. Наконец он поднял глаза:
- Ты очень хорошо придумала это, дочка. Теперь за работу!
Чёрные глаза Судабы заискрились от радости: её замысел был одобрен!
Старый художник крепко пожал её руку...
... Судаба уже давно работала в мастерской. Она писала, поглядывая то на голубя, прохаживавшегося по столу, то на глобус. Надо было торопиться: времени у неё оставалось очень мало.
Порой работа затягивалась так, что она забывала об обеде и о том, что уже давно устали ноги. Если бы можно было писать масляными красками и при электрическом свете, она не выпускала бы из рук кисти и ночью.
Иногда, поднимая голубя, Судаба заставляла его взмахивать крыльями. Тогда, испуганный, он вырывался из ладоней и, с силой рассекая крыльями воздух, взмывал вверх, делал круг возле открытого окна, как бы пугая свою хозяйку, но через минуту возвращался на прежнее место.
Акиф - муэллим появлялся в мастерской часто. Он подходил к каждому дипломнику и, склонившись над его работой, давал советы.
Каждый раз, останавливаясь за спиной Судабы, он неизменно говорил:
- Да, действительно, доченька, над этим подумать стоило. Зря я тебя так торопил.
- Нет, муэллим, - спокойно отвечала девушка, - если бы вы молчали, я бы спокойно спала по ночам и никогда не нашла бы ничего достойного...
Так проходили дни, и дипломная работа Судабы подвигалась к концу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.