В деле моторизации и механизации физкультуры большие достижения у спортобщества «Динамо», которое добилось того, что физкультурники стали изучать автомобильный и авиационный мотор, научились управлять им. Воздушная армия динамовцев уже насчитывает сотни пилотов.
Интересный опыт использования воздушного винта для конькобежного спорта имел место в Швейцарии. Там был очень удачно сконструирован маленький бензиновый мотор на алюминиевой трубке, на другом конце которой для равновесия кроме воздушного винта был заделан бензиновый бачок.
Подробностей этой конструкции у нас, к сожалению, нет. Даем (рисунок (рисунок 5) конькобежца с воздушным винтом.
Особого внимания заслуживает моторизация лыжного спорта. Так например в Северной Америке на лыже был смонтирован мотор, и лыжник, держась за эту третью лыжу, как это видно на рисунке 6, развил скорость до 40 км. в час. Идея постановки мотора на лыже не нова, но в спортивном отношении она почти не использована, а над этим следовало бы подумать.
В частности особого внимания заслуживает также моторизация санного спорта. Аэросани как средство передвижения по снежным равнинам себя целиком оправдали. Честь изобретения аэросаней принадлежит русским изобретателям. Лучшие в мире аэросани сделаны советскими конструкторами. На мировой авиационной выставке в Париже советские аэросани получили всеобщее признание.
Для физкультурных целей аэросани могут быть сделаны из дерева, а в качестве двигателя можно использовать забракованный или отработанный воздушный мотор. Конечно, отдельным комсомольцам не под силу сделать аэросани, но для коллектива это вполне осуществимо. Надо договориться с местными авиационными частями или аэроклубом о совместной постройке аэросаней коллективного пользования. Это послужит лучшим средством знакомства физкультурников с мотором, приучит их бережно относиться к машине. И наконец наличие аэросаней может быть использовано для буксира лыжников, которые могу г. колоннами по 10 - 12 чел. скользить за ними по снежным равнинам со скоростью до 80 - 90 км. в час.
В заключение отметим использование самолета для буксировки лыжников и саночников. В Канаде на озере Уймет, около Квебека, и озера Трамблан, около Монреаля, эти разновидности зимнего спорта были проверены на практике. Здесь лыжники уверены, что на пути не встретится препятствий, могущих затормозить их ход. И самолет, летая над ровной поверхностью, может лучше маневрировать. От самолета тянутся буксирные веревки, и лыжники, держась за них, скользят по снежному покрову со скоростью в 120 км. в час.
Точно такую же скорость развивают сани - тобоган с широким полозом, скользя по снегу. Рисунок 7 изображает катание на санях за аэропланом на озере Трамблан (Канада).
Многим моторизация и механизация массовой зимней физкультуры может показаться несбыточной мечтой. Но это неверно. Число самолетов в нашей стране с каждым днем растет. При этом часть их рассчитана на спортивное использование.
Каток - это зимний клуб. На катке должно быть весело. На катке надо организовать площадки для танцев. Центральный парк культуры и отдыха в предстоящем сезоне организует специальную школу для массового обучения танцам на коньках. Максимум в 3 - 5 уроков каждый, умеющий держаться на льду, сможет выучиться танцовать. Но опыт Центрального парка, не должен остаться единичным.
Особое место на катке должны получить всевозможного рода игры. До сих пор у нас знают только игру в хоккей в его скандинавской разновидности. Есть неменее интересная и вместе практически легко осуществимая игра - канадский хоккей «бенди», который требует значительно меньшей площади льда и вместе с тем дает большую оперативную нагрузку. Отдельные опыты демонстрации канадского хоккея мы имели в прошлом сезоне, но дальше этого не пошли. Комсомол должен стать инициатором новых игр на катке. Наряду с канадским хоккеем «бенди» нужно ввести «керлинг», «кейтлбол» и другие игры. Подробные правила этих игр на матке изданы издательством «Физкультура и туризм», а потому повторять их здесь не будем.
На катке нужно развить прыжки. Прыжки на коньках - замечательнейший вид спорта. В прошлом году в Центральном парке культуры и отдыха была организована группа прыгунов - конькобежцев. Были даже проведены между ними состязания, но все это носило случайный характер. В предстоящем сезоне прыжки на коньках должны получить широкое (распространение, тем более, что прыжки в (комплексе ГТО занимают значительное место.
На снежных равнинах кроме лыжных вылазок и катаний на санях можно провести много разнообразнейших развлечений. Так например большое распространение получил конно - лыжный спорт. Но в качестве буксира можно использовать не только лошадь. В Канаде, в Швейцарии и у нас на севере лыжники используют как буксир вместо лошади собаку. Организации Осоавиахима уделяют большое внимание развитию служебного собаководства, в частности тренировке ездовых собак. Но для того, чтобы вытренировать собачью упряжку, нужно иметь дело с 7 - 9 и даже 11 животными, а для лыж достаточно одной собаки.
Многие слышали о снегоступах. Это особая разновидность лыж, известная под названием «канадских». За последнее время канадские лыжи получили широкое распространение, но больше для целей горного туризма, лесозаготовок и т. п. Между тем им можно придать я спортивный характер, применяя для игр. Так например на заграничных стадионах проводятся легкоатлетические соревнования в беге по целинному снегу на снегоступах.
Много имеется еще неиспользованных возможностей в обогащении советской физкультуры новыми разновидностями спорта.
Больше выдумки, больше развлечений! Зима должна быть веселой!
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.