С генеральным секретарем Всемирного Совета Мира Ромешом Чандрой беседует специальный корреспондент «Смены» Виталий Засеяв
Более занятого человека в дни работы Всемирного конгресса миролюбивых сил в Москве, чем Ромеш Чандра, пожалуй, трудно было найти. И все же я смог увидеть генерального секретаря Всемирного Совета Мира раньше назначенного часа, в Мавзолее В. И. Ленина, куда отправились делегаты конгресса, чтобы отдать дань уважения памяти вождя мирового пролетариата.
Чуть ссутулившись и обнажив голову, Чандра ступает осторожно, будто боится потревожить спящего человека. В прохладном полумраке Мавзолея, плотно прижавшись плечом к плечу, проходят посланцы 143 стран мира. Многие приехали из вчерашних колоний, доминионов, протекторатов. Сегодня они делегаты суверенных государств.
Полвека движется этот поток на встречу с вождем...
«А велико ли наследство, оставленное им?» - интересуется кто - то из иностранцев.
Наследство верить в будущее. Громаднейшее богатство!
Это понимают задержавшиеся на мгновение седой египтянин и пожилая бельгийка, знакомая всему миру Изабелла Блюм, и подвижная, решительная японка. Я узнаю госпожу Исикаву, делегата из Японии, которая накануне объяснила: «Ленин научил меня любить всех людей».
Всматриваюсь в лица делегатов. Восхищение, благодарность читаются в их глазах. И только нет скорби. Она переплавилась в решимость отстоять мир, отстоять то, за что отдал жизнь этот самый человечный Человек.
... Какая - то крохотная москвичка, совсем как андерсеновская Дюймовочка, преподнесла Ромешу Чандра, когда он возвращался с Красной площади, букетик цветов. В гостинице в вазе с водой они подняли головки, распрямились. Рядом на столе, такие же яркие, как лепестки, открытки и конверты с письмами, полученными в адрес конгресса со всего света. Сотни писем - из Канады, Швеции, Польши, Австралии, Болгарии, Италии, Франции, Вьетнама... Перебирая их, Р. Чандра, точно продолжая мысль, говорит:
- Сегодня, когда мы были в Мавзолее, стоявшая рядом со мной Изабелла Блюм негромко, но ее услышали многие, произнесла слова, которые выразили мысли всех - и тех, кто в эти минуты был с нами, и тех, кто живет далеко. Она сказала: «Мы делаем то, что обещали Ленину. И нет силы, способной нам помешать продолжить начатое...»
Эти слова прозвучали как клятва участников конгресса бороться за мир, отстаивать светлое будущее человечества.
Мой собеседник положил руку на толстую пачку открыток.
- Перед тем, как идти в Мавзолей, я вновь перечитал поэмы Пабло Неруды о Ленине.
Я часто беру эту книжку с собой в дорогу и время от времени обращаюсь к ней, открывая вновь и вновь глубоко сокрытое в строках чувство великой признательности чилийского поэта человеку, который «...видел дальше, чем кто бы то ни было», который «глядел в человека, как если бы был человек минералом еще неизвестным, который он, Ленин, открыл, и должен теперь извлечь динамический свет минерала из. тайных сокровищ народов, чтоб все проросло и родилось, чтоб стали народы достойными времени и земли».
Р. Чандра цитирует огненные нерудовские строки.
- Для Неруды, говоря его словами, Советский Союз «просторный, высокий, и нежный, и сильный». Теперь под этими строчками могут подписаться миллионы людей, далеких от поэзии. Миллионы простых людей, живущих на земле, ощущающих простор и высоту миролюбивых устремлений первого в мире государства рабочих и крестьян, братскую нежность к младшим, решительную силу и отцовскую готовность защищать завоеванную свободу.
Во всем этом - заслуга Ленина.
Человечество никогда не забудет, что в первые же часы победившей революции Ленин собственноручно написал знаменитый Декрет о мире, тем самым провозгласив политику мира официальной политикой молодого социалистического государства. Это ленинское начинание получило дальнейшее развитие в Программе мира, принятой XXIV съездом Коммунистической партии Советского Союза, во всей последовательной миролюбивой политике советского народа.
Мне особенно запомнились слова товарища Брежнева, обращенные ко всем людям земли. «Наша философия мира, - сказал Леонид Ильич, - это философия исторического оптимизма. Несмотря на сложность и противоречивость современной ситуации, мы уверены в успехе широко развернувшегося ныне мирного наступления».
Если беспристрастно вглядеться в историю, то в этом мы увидим огромную заслугу великого Ленина, во многом предопределившего нынешние события...
Р. Чандра поднимается из - за стола и подходит к окну. С минуту молчит, думая о чем - то далеком.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.