Великий пример

опубликовано в номере №469-470, декабрь 1946
  • В закладки
  • Вставить в блог

Любимое занятие Маркса

« - Ваше любимое занятие?

- ... Рыться в книгах».

Так ответил К. Маркс на вопрос семейной «анкеты». Книги в комнате Маркса были решительно всюду. Они заполняли собой книжные полки, громоздились над шкафами до самого потолка, лежали на столах, креслах и даже - камине. Стороннему наблюдателю казалось, что здесь нет никакого порядка. Но среди более чем тысячи книг своей библиотеки Маркс всегда точно знал место каждой. «Они, - говорил он о книгах, - мои рабы, - и должны служить мне, как я хочу».

«Я усвоил себе привычку, - писал девятнадцатилетний Маркс отцу, - делать извлечения из всех прочитанных мною книг... снабжая их своими замечаниями». И этой привычке он следовал всю жизнь. Маркс никогда не довольствовался простым чтением и конспектированием книг. Он критически усваивал их содержание. Приводимые в книгах факты он проверял, строго анализировал. Часто для этого изучал груды статистических данных. Для уяснения интересующих его вопросов Маркс обобщал уже критически изученный им материал в виде отдельных работ, очерков, которые он писал исключительно для самого себя, а не для опубликования в печати. С величайшей тщательностью работал он над своими произведениями. Двадцать четыре года ушло у Маркса на подготовку I тома «Капитала». Он напряжённо работал в течение пятнадцати лет, пока нашёл возможным издать первые две главы под названием «К критике политической экономии». Для этого труда в 10 - 12 печатных листов он сделал не менее 200 печатных листов выписок из обширной литературы. По свидетельству Поля Лафарга, «...чтобы написать в «Капитале» около двадцати страниц об английском рабочем законодательстве, он (Маркс) должен был проштудировать целую библиотеку «Синих книг», содержащих доклады следственных комиссий и фабричных инспекторов Англии и Шотландии».

В общей сложности свыше 1500 книг проштудировал и проконспектировал Маркс для «Капитала». Некоторые работы он конспектировал по 3 - 4 раза - всякий раз под иным углом зрения. Выписки и заметки творца «Капитала» по экономическим вопросам доходят до 800 печатных листов..

Колоссальным трудом достигал Маркс исключительной ясности и точности в формулировке своих идей. Первая глава II тома «Капитала» имела, например, 8 вариантов. Автор сам переписывал огромную рукопись «Капитала». «Мне надо переписать 1200 страниц рукописи», - сообщал Маркс в письме к Беккеру. «Что касается моей работы, то я теперь по 12 часов в день переписываю её начисто», - писал Маркс Кугельману.

История работы Маркса над «Капиталом» - история героического революционного труда, труда, который неудержимо стремится завершить начатое дело и преодолевает на своём пути все препятствия. Не дни и не месяцы, а целые годы работал Маркс ночами напролёт. И несмотря на это он в то же время усиленно изучал материалы и документы французской буржуазной революции, занимался философией, издавал свои работы.

Маркс выступал во всеоружии науки своего времени. Он следил за каждым новым явлением во всех областях науки, отмечал каждый её новый шаг. Он, например, был одним из первых, кто понял всё значение исследований Дарвина. Опираясь на прочный фундамент человеческих знаний, на всё лучшее, что в течение столетий было выработано человеческими умами, творчески, критически перерабатывая это лучшее, Маркс создавал своё учение.

Гениальный основоположник научного коммунизма был величайшим знатоком художественной литературы. Книги любимых писателей он перечитывал очень часто. Античного трагика Эсхила Маркс перечитывал ежегодно (на греческом языке). Произведения Шекспира были его настольной, любимейшей книгой. Не меньшей любовью его пользовались «Божественная комедия» Данте и стихи шотландского поэта Бернса - автора песен, ставших народными и не утратившими свою популярность до наших дней. Любимых поэтов - Гёте и Гейне - Маркс знал наизусть. Длинные отрывки из «Божественной комедии» он также декламировал по памяти.

Он любил читать романы и рассказы, богатые приключениями, наделённые живым юмором. По временам, прервав работу над своими научными трудами, «... Маркс ложился на диван и читал романы, причём иногда начинал сразу несколько книг, читая их попеременно». Особенно любил Маркс романы английского писателя XVIII века Фильдинга. Нравились ему романы А. Дюма-отца. Книги Вальтер Скотта Маркс перечитывал постоянно, а его роман «Пуритане» считал образцовым. Но выше всех романов он ставил «Дон-Кихот» Сервантеса и «Человеческую комедию» Бальзака, состоящую из 92 самостоятельных романов. На это многотомное произведение Бальзака Маркс собирался даже написать критику.

Классиков мировой литературы - Гёте, Лессинга, Шекспира, Данте и Сервантеса - Маркс считал своими учителями в области слова.

Маркс свободно читал книги на всех европейских языках. Уже в пятидесятилетнем возрасте он принялся за изучение русского языка. Первой русской книгой, которую он начал читать для практики, была книга Герцена «Тюрьма и ссылка» (вторая часть «Былого и Дум»). Через 6 месяцев после начала занятий Маркс уже читал в оригинале русскую художественную литературу - Пушкина, Гоголя, Щедрина. Этих трёх русских классиков он особенно ценил. С восторгом отзывался Маркс о Чернышевском и Добролюбове.

Упорно продолжал работать над книгами Маркс и тогда, когда был уже неизлечимо болен. В возрасте 60 с лишком лет он стал составлять для самого себя хронологическую сводку исторических событий. Он выписывал из книг десятки тысяч исторических дат, перемежая их своими меткими и глубокими замечаниями. Четыре тетради, по 130 - 140 страниц каждая, заполнил Маркс своими «хронологическими» выписками. Маркс не довольствовался чтением книг своей собственной обширной библиотеки. Когда в Лондоне открылась читальня Британского музея с обширным книгохранилищем, он стал её постоянным посетителем. Он проводил в ней целые дни и «гнал» туда своих друзей. «Учиться, - говорил он, - учиться!»

Маркс всегда восторгался обширностью познаний Энгельса и называл своего друга «настоящей энциклопедией». Энгельс же говорил о себе, что «лишь у Маркса научился тому, как нужно работать».

Ленин и книги

Тишину Петербургского дома предварительного заключения часто нарушал своеобразный шум: волокли по каменному полу коридора большие корзины с книгами. И многие из заключённых знали: книги эти везут в камеру № 193, где в одиночке сидел тогда (в 1896 году) Владимир Ульянов.

«Я прекрасно отдавал себе отчёт, - вспоминал впоследствии сидевший в той же тюрьме Г. М. Кржижановский, - что пожирателем этих книг мог быть только Владимир Ильич».

В. И. Ленин с раннего возраста сдружился с книгой. Уже в последних классах гимназии взялся он за изучение трудов Маркса. Чтобы читать Маркса не в переводе, а на языке оригинала, молодой Ленин изучил немецкий язык. С юношеских лет выработал Владимир Ильич у себя привычку делать многочисленные, часто очень подробные конспекты и выписки из различных книг, статей, газет. Выписки Ленин обычно сопровождал своими замечаниями в таком роде: «хорошо сказано», «хороший пример», «использовать», «забавно», «метко», «очень важно» и т. д. «Если книга принадлежала ему, то он ограничивался подчёркиванием, заметками на полях, а на обложке выписывал лишь страницу, подчёркивая её одной или несколькими чертами, смотря по важности отмеченного места».

Работая над книгой, Ленин, так же как Маркс, изучал, не только данную книгу, но и все источники, всех авторов, на которых в ней ссылались. К фактам и выводам, приводимым в книгах, Ленин относился критически, всегда проверял их сам. Так, тщательно проверив, например, статистические данные писателей-народников, Владимир Ильич обнаружил ошибки, намеренную подтасовку фактов. Составив новые таблицы, по-иному расположив эти данные, Ленин побил народников их же цифрами. Он доказал, что выводы этих врагов марксизма не соответствуют истине.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены