Великий писатель земли русской

И Успенский| опубликовано в номере №631, сентябрь 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

После возвращения из - за границы Толстой создаёт рассказы «Альберт», «Три смерти», повесть «Семейное счастье», а в 1859 - 1860 годах отдаётся педагогической деятельности в основанной им в Ясной Поляне школе для крестьянских детей.

В 1860 - 1861 годах Толстой снова побывал за границей. Целью его поездки было изучить опыт западноевропейской педагогики, чтобы «никто не смел ему в России указывать по педагогии на чужие края». На сей раз он посетил Германию, Францию, Италию, Англию, Бельгию. В Лондоне слушал лекцию Диккенса о воспитании, встречался с Герценом, находившимся в эмиграции, осматривал школы и музеи.

Толстого глубоко интересовала история декабристов. Этот интерес был усилен их возвращением с каторги в 1856 году. Толстой задумал роман о декабристах. Изучая историю движения декабристов, Толстой должен был обратиться к войне 1812 года, явившейся исходным моментом этого движения. Величественные события 1812 года, когда русский народ разгромил полчища Наполеона, так захватили Толстого, что, оставив работу над романом о декабристах, писатель создал величественную эпопею об Отечественной войне, роман «Войну и мир» - одно из самых выдающихся произведений мировой литературы.

В центре романа - изображение борьбы русского народа за свободу и независимость Родины. К этой благородной цели устремлены действия крестьян, которые, вооружившись чем попало, не давали покоя врагу ни днём, ни ночью, купца Ферапонтова, который сжёг свою лавку, чтобы провиант не достался врагу. Во имя этого действуют и партизан - крестьянин Тихон Щербатый, и батарейцы Тушина, и князь Андрей Болконский, и великий полководец Кутузов. Все они охвачены единым чувством патриотизма.

Однако уже в ранних повестях и первом романе Толстого проявились противоречия писателя. Толстой неверно понимал закономерности исторического развития. Он полагал, что ход исторических событий заранее предначертан свыше.

Этот неверный взгляд писателя на исторический процесс нашёл отражение в обрисовке отдельных героев и, в частности, образа Кутузова. В некоторых главах романа Толстой ошибочно рисует Кутузова пассивным, не имеющим плана действий, но, несмотря на это, роман с исключительной художественной силой передаёт главное в событиях 1812 года - великий патриотический подъём, мужество и силу русского народа.

Мысль о том, что народ - главная движущая сила истории, Толстой более отчётливо выразил в романе «Анна Каренина» (1873 - 1877 годы), резко противопоставив в нём трудовой народ господствующим классам.

Роман «Анна Каренина» создавался писателем в преддверии коренного перелома в его мировоззрении.

Светская праздная среда, которая погубила героиню романа, была ненавистна Толстому.

Великий художник осудил паразитическое существование русской аристократии, крупного чиновничества, буржуазных дельцов, в среде которых царили ложь, зависть, показное благородство и внутренняя подлость.

С дивным мастерством описаны в романе русская природа, деревенский трудовой люд. Роман отразил всё нараставшее тяготение Толстого к народу. Чем пристальнее и глубже всматривался писатель в жизнь угнетённого крестьянства, тем более дорог становился ему труженик - крестьянин и тем острее он ненавидел угнетателей народа.

В последующие десятилетия, после пережитого в начале 80 - х годов идейного перелома, Толстой стал всю действительность оценивать с позиций патриархального крестьянства. Это привело его к окончательному разрыву со своим классом.

В ряде своих публицистических произведений - «Исповедь», «В чём моя вера», «Так что же нам делать?» - Толстой выступил с резким обличением помещиков и капиталистов, утверждая, что крупная собственность является основной причиной страданий, голода и нищеты трудовых масс. Отрицание Толстым власти помещиков и капиталистов отражало всё более революционизирующиеся настроения многомиллионного русского крестьянства.

Однако в своём творчестве и учении Толстой отразил не только сильные, но и слабые стороны крестьянской идеологии - её пассивность, аполитичность. Обличая господствующие классы общества, Толстой вместе с тем проповедовал религиозно - нравственное учение о «непротивлении злу насилием», о «нравственном самоусовершенствовании» и т. д. Толстой верил, что с помощью проповеди можно прекратить эксплуатацию народа. Отсюда частые обращения писателя к царю, к помещикам с призывом отказаться от насилия, от частной собственности. Это, разумеется, ни к каким результатам не приводило, и Толстой, вновь клеймил, бичевал и обличал царскую власть, господствующие классы, не сознавая, что своим могучим словом он объективно вызывал в массах стремление к активному действию, а не к пассивной покорности.

В 80 - е годы Толстой работал в разных жанрах. Он создаёт повесть «Смерть Ивана Ильича», драму «Власть тьмы», комедию «Плоды просвещения», повесть «Крейцерова соната», народные рассказы и многое другое.

Плод десятилетнего труда - гениальный обличительный роман «Воскресение» - Толстой заканчивает в 1899 году. Рисуя в нём страдания простой женщины из народа Катюши Масловой, ставшей жертвой социальной несправедливости, писатель страстно разоблачает весь государственный, правовой, экономический, моральный уклад жизни буржуазно - помещичьего общества, показывает бесправие миллионных трудовых масс.

Писательская и общественная деятельность Толстого вызывала озлобление правящих кругов.

Произведения писателя на всём протяжении его творческого пути подвергались цензурным искажениям, запрещались. За Толстым был установлен тайный надзор жандармерии, а в 1901 году он был отлучён от церкви.

На преследования Толстого передовая общественность всего мира откликалась резким негодованием. Только это вынуждало царизм отказаться от мысли об аресте писателя.

В последнее десятилетие своей жизни Толстой написал пьесу «Живой труп», рассказ «После бала», драму «И свет во тьме светит», повесть «Хаджи Мурат» и многие публицистические произведения.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены