Великий народный поэт

А Сурков| опубликовано в номере №301, январь 1938
  • В закладки
  • Вставить в блог

Продолжая дело, начатое Пушкиным, Некрасов занял в истории нашей поэзии особое место, данное ему своеобразием и новизной его тематики, его языка, общего тона его поэзии.

Следуя Пушкину, Некрасов сделал громадный шаг в сторону обогащения русской поэзии сокровищами народного языка. Он ввел в поэзию темы и образы из жизни трудового народа, считавшиеся до него низменными и недостойными воплощения на «языке богов».

Создавая новый в русской поэзии жанр сатирического фельетона и памфлета, Некрасов сделал русский стих остро отточенным орудием политической борьбы. Он вслед за Пушкиным и Лермонтовым обогатил русскую поэзию сокровищами народной устной поэзии, черпая образы из песен, пословиц, поговорок, сказок и сказаний трудового народа, крестьянства.

Новое в поэзии Некрасова - новый язык, новые формы стиха - определялось тем новым, что было в жизни, окружавшей поэта. Темы его поэзии отразили новые течения в городе и деревне, характерные для противоречивой эпохи 60 - 70 - х годов, когда старый быт рушился под напором растущего капитализма.

Шестьдесят лет, отделяющие нас от даты смерти Некрасова, не ослабили силы воздействия его стиха на читателя. И произошло это потому, что поэтический гений Некрасова помог ему воплотить в своих произведениях ярчайшие и существеннейшие черты эпохи до и после так называемого освобождения крестьян. Молодой советский читатель, обращаясь к стихам Некрасова, видит в них не просто «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»: гнев и злость этих стихов живы и посейчас; они волнуют и зажигают нас, возбуждая ненависть к бывшим «сильным мира сего» - угнетателям и эксплуататорам народа.

Бичуя либералов - болтунов, предателей, людей звонкой фразы, показывая подлость и двуличие многих своих современников, Некрасов помогает молодому советскому читателю разглядеть тех, кто еще мешает строительству нашей счастливой жизни и маскирует свое подлинное лицо.

И, создавая с великой любовью образы людей из народа, Некрасов укрепляет в сердцах молодежи чувство советского патриотизма, чувство гордости за свой народ.

Художник - реалист, Некрасов никогда не прибегал к идеализации «мужичка», к обходу теневых сторон народной жизни. Он смело и бесстрашного глядел в глаза правде, веря в великие потенциальные силы народа, способные все переделать, все преобразовать.

В то время как либералы российские ужасались темноте народной, обвиняли народ в лености и нелюбви к просвещению, Некрасов всем своим творчеством утверждал, что русский народ - неисчерпаемый источник могучих талантов, что народ тянется к просвещению, что все, созданное в стране, создано руками этого народа.

В образах Савелия, богатыря святорусского, Якима Нагого, в образах семи крестьян - скитальцев, искателей правды народной, героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо», Некрасов утверждает пробуждение народного самосознания, великий порыв народа к жизни, к освобождению от страшных пут рабства и темноты. И не даром ни у кого из русских поэтов нет такого обилия образов простых русских людей, умных, сильных, сметливых, способных на великие дела; не даром ни у кого из русских поэтов нет столь любовно выписанных образов русских женщин, не сгибаемых в несчастье, сильных в радости, могучих в труде.

Любовь к родному народу, к родине с особой силой запечатлел Некрасов в стихах, посвященных молодежи.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов рисует трагический образ современного ему молодого поколения в лице дьячковского сына Гриши. Грише

«...судьба готовила

Путь славный, имя громкое,

Чахотку и Сибирь».

Поэт напутствует своего героя словами:

«Иди к униженным,

Иди к обиженным -

По их стопам,

Где трудно дышится,

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Шпионы

Отрывок из романа