Великий фантаст

Ипполит И| опубликовано в номере №96, февраль 1928
  • В закладки
  • Вставить в блог

В феврале этого года исполняется столетие со дня рождения Жюля Верна - одного из выдающихся писателей и лучшего друга молодежи на протяжении нескольких поколений и шести десятков лет. В издательстве «Молодая Гвардия» вышел вторым изданием один из лучших романов Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан». Тем же изд - вом на - днях выпускается другой известный роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

БИОГРАФИЯ Жюля Верна интересна гораздо менее, чем его произведения. Жюль Верн родился в Нанте, одном из больших промышленных и портовых городов Франции, 8 февраля 1828 года. Выросши, он поехал искать счастья в столицу - в Париж. Там он сначала учился нраву, мечтая стать адвокатом, затем раздумал и занялся литературным трудом. Он не брезговал ничем: писал одноактные водевили, оперетки, пьесы для театров в прозе и в стихах (одна из них, написанная вместе с известным Ал. Дюма, пользовалась некоторым успехом), просто стихи и повести, - все одинаково слабые. Рассказывают, что он до того надоел с ними издателю, что тот забыл даже вежливость: «Черт возьми, - ответил он на робкий вопрос автора - о чем же ему, наконец, писать? - пишите хоть о луне и о звездах, но только отвяжитесь от меня!» «Прекрасно, - сказал Жюль Верн, и через неделю принес издателю свой первый фантастический роман «Пять недель на аэростате», доставивший ему славу и деньги. Если это и анекдот, то хорошо придуманный.

С тех пор жизнь Ж. Верна текла ровно и без треволнений. Судя по его произведениям, можно подумать, что он много видел, много путешествовал, и по крайней мере, собственной персоной посещал те места, которые описывает. Ничего подобного! Сила фантазии, большое художественное воображение позволяло ему переносить читателя в иной мир, созданный его творчеством. Сам Ж. Верн был большим домоседом. Изредка он совершал на своей яхте коротенькие путешествия, не дальше Средиземного моря. Последние тридцать лет своей жизни он просидел почти безвыездно в Амьене, местечке под Парижем, и даже Эйфелеву башню видел только на картинках. Там же он и умер 11 марта 1905 года, оставив громадное литературное наследство, около 100 томов, одно перечисление которых заняло бы несколько страниц.

Успех, принесенный Ж. Верну его первыми - и надо сказать правду, самыми лучшими - романами не изменял ему уже до конца. Его книги выдерживали по нескольку десятков изданий, многие были увенчаны французской Академией, переводились на все европейские, а также на восточные: арабский, японский и др. языки, - словом Ж. Верну не на что было жаловаться. В чем же лежал корень столь блестящего и длительного успеха?

Чтобы ответить на этот вопрос, оглянемся немного назад.

Девятнадцатый век, «век пара и электричества» был, по существу, эпохой технической революции. Изобретения и открытия следовали одно за другим. Последовательно появляются паровоз, пароход, динамо-машина, двигатель внутреннего сгорания, телеграф и телефон; совершенствуются машины (в первую очередь печатный и ткацкий станки); производятся первые опыты аэронавтики. Параллельно идет «открытие земли» исследуются я «открываются» Центральная и Южная Африка, Средняя Азия, южный полюс. Весь мир охвачен духом изобретательства, исследований и открытий. Конечно, это настроение проникает и в литературу. Почти одновременно в разных странах возникает новый тип географическо-приключенческого романа. Незадолго до Жюль Верна приобретает имя подобными романами Томас Майн - Рид, сочетавший романтический сюжет с популярно - научными, этнографическими и естественно - историческими сведениями.

Но настоящего мастерства этот жанр достигает только у Жюль Верна. В своих романах, написанных по всем правилам французской литературы, он предвосхищает своей фантазией ход науки. Опираясь на достижения сегодняшнего дня, - а с ними он добросовестно знакомится по специальной литературе, - он описывает завтрашний день нашей жизни так подробно и выразительно, как если бы он был вчерашним. В наши дни, когда ряд его предвидений стал пройденным этапом, - эти произведения не поражают читателя. После немецкой «подводной войны». «Наутилус» капитана Немо кажется игрушкой; кого удивит путешествие в «80 дней вокруг света», когда еще в 1926 г. американцы Уэльс и Эванс покрыли его в 29 дней. Но шестьдесят лет назад, эти романы, разумеется, заставляли о себе говорить. Надо было быть подлинно гениальным человеком, чтобы так осязательно нащупать пути, по которым пойдет техника. Может быть, надо даже пожалеть, что Ж. Верн выбрал литературную дорогу в жизни; возможно, что из него бы вышел не только талантливый романист, но и гениальный инженер.

Однако, годы мало отражаются на произведениях Ж. Верна. Его романы не стареются и сейчас, по-прежнему, как полвека назад, являются любимой пищей молодежи. Чем же он берет сейчас? И можно ли его, писателя буржуазной Франции, рекомендовать комсомольцу и рабочей молодежи? Мы думаем, что - да, можно. У нашего читателя, несомненно, найдется стык с его произведениями.

Во - первых, романы Жюля Верна будят сочувственный отклик в юношеской душе потому, что они раскрывают перед читателем новые страны, новые горизонты, новых людей. Ж. Верн заражает читателя своей верой в технику и внедряет в него любовь к путешествиям. Многие недюжинные люди именно Ж. Верну обязаны первым толчком, направившим их на этот путь, - в этом сознается, например, Свен Годин, знаменитый путешественник. И этот беспокойный дух исследовательства надо постараться привить нынешнему поколению молодежи.

Во - вторых, как романист, Ж. Верн бесконечно выше, занимательнее и педагогически полезнее, чем наши Веревкины, Перелешины и т. д., которыми полны библиотеки. Жюль Верн умел мастерски развить основной сюжет своих романов, вплести в него побочные интриги, держащие читателя в напряжении, не перегружая в то же время читательского внимания.

Наконец, герои романов Ж. Верна близки и понятны нам по духу. Эти капитаны Немо, Гранты и Гаттерасы - люди сильной воли, храбрые и настойчивые, бескорыстные герои идеи и труженики науки. Во многом они сходны с героями Джека Лондона, столь горячо читаемого нашей молодежью. У обоих герои, прежде всего, образы положительные, воспитывающие юношество в том направлении, какое требует наше время, советская страна.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Учиться надо, товарищи

Два письма Максима Горького