Вечность и бесконечность вселенной

В Сафонов| опубликовано в номере №314, февраль 1939
  • В закладки
  • Вставить в блог

А довод, будто нельзя себе представить вечно существующий мир, - очень плохой довод. Совсем даже это не довод. В течение тысячелетия люди не могли себе представить, как это воздух имеет вес, пока не взвесили его; как это звуки порождаются воздушными колебаниями, пока этого не доказали физики. «Не могли себе представить», как свет производится электромагнитными волнами определенной длины, что такое эти волны и как это свет распространяется не «мгновенно», а с какой - то определенной скоростью...

И мало ли чего «не могли себе представить» люди, еще не знавшие тех или иных законов природы! Важно не то, что можно или нельзя представить, но то, что установлено наукой.

Но раз уж зашел разговор о «представлении», то нужно оказать, что вечность мира не только твердо установлена наукой и вытекает из всех законов природы, но, в сущности говоря, только такой вечный мир, - если разобраться, - и можно себе представить. Не то что мира, но даже возникновения из ничего самой пустяковой вещи никто из нас не может вообразить. Попробуйте убедить своих знакомых, что книга, которую они найдут у себя на столе, появилась сама собой, а не положена туда кем - либо!

Тот, кто говорит о начале мира, этим самым уже признается: я верю в чудо. Самое невероятное чудо! Чудо из чудес! Такое же чудо предполагал и Ньютон, представлявший мир чем - то вроде заведенных часов. Не даром, додумавшись до часов, он додумался и до часовщика, который заводит эти часы.

А кто говорит о «мировом часовщике»? Кто говорит о том, что мир был создан и будет уничтожен, когда настанет «страшный суд»? Попы!

Они так прямо и уверяют, что чудо сторожит мир в «начале» и в «конце» егоА чудеса творит бог.

Вселенная вечна. Прилагать к ней мерки, с которыми мы подходим к явлениям и событиям обыденной жизни, - это значит совершать грубую ошибку, смешивать совершенно различные вещи. Это знал уже три века назад великий философ Барух Спиноза, умевший мыслить материалистически. Он доказал, что вопрос о «начале» (и «конце») мира основан на недоразумении, что вселенная есть сама себе причина и объяснение. Бессмысленно доискиваться какого - то «начала» (и «конца») вселенной, равно как бессмысленно ставить вопрос, «за счет чего» мир существует.

Иногда приходится слышать, что и бесконечность вселенной в пространстве «нельзя вообразить». Мы уже убедились, что это плохой довод. Вот Джордано Бруно пошел на костер за то, что он, наоборот, не мог представить себе, как это мир может быть конечным.

Не воображение, а точное знание здесь решает дело.

Но опросим все - таки: а «конец», какие - то «пределы» мира вообразить можно? И что за этим «концом»?

Тому, кто утверждает, что у вселенной есть «предел», приходится допустить, что вселенная имела начало во времени, т.е. что было «сотворение мира». Ясно, что, думая так, нельзя называть себя материалистом.

Энгельс указывал, что бесконечность вселенной в пространстве и вечность во времени - неразрывно связанные вещи.

Вечность и бесконечность вселенной доказаны всеми данными современной науки.

А этот доказанный наукой факт в свою очередь подтверждает правильность диалектико - материалистического мировоззрения. Ведь как мы с вами выяснили выше, бесконечная, вечно существующая материальная вселенная, развивающаяся по законам природы, по законам движения материи, которые вполне познаваемы для науки, - такая вселенная совсем не нуждается в допущении «толкача», «творца», «бога» и прямо исключает его существование.

Вот почему идеологи отживающего капитализма, отчаянно пытающиеся «опровергнуть» материализм, изо всех сил также «опровергают» неугодный им факт вечности и бесконечности вселенной.

Некоторые буржуазные физики выдвинули теорийки «замкнутой вселенной» и «расширяющейся вселенной». Изобретатели этой последней теорийки, начав с того, что мир имеет пределы, и впрямь договорились до утверждения, что мир имел (и при этом не так давно!) начало, то есть, что он был сотворен!

Разумеется, ни тени научных доказательств в свою пользу авторы всех этих «теорий» представить не могут. Все их «рассуждения» сводятся к жонглированию математическими формулами, оторванными от всякого реального, физического содержания.

Да мировая наука (ни физика, ни астрономия) и не принимает всерьез этих мнимонаучных измышлений.

Но если в этих теорийках нет никакого физического смысла, зато есть очень определенный идеалистический, поповский смысл. Они снова пытаются очистить место для опровергнутых всем ходом развития науки, всем опытом человеческой деятельности мистических учений о непостижимости мира, о «мировом часовщике», о «творце вселенной», короче говоря, для старого знакомца - господа - бога.

Фридрих Энгельс, великий сподвижник Маркса, учил, что основной, высший вопрос всей философии - вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началам считали природу, примкнули к различным школам материализма».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Только ли в Москве

Отклики на письмо тов. К. Сахаровой