Недавно в нашей редакции собрались композиторы, музыковеды, работники издательств, радио и кино. Нам хотелось узнать их мнение о развитии массовой советской песни, легкой и джазовой музыки.
Во встрече приняли участие композиторы А. Долуханян, А. Пахмутова, А. Цфасман, редакторы музыкальных издательств А. Савенков, В. Букин и другие.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью о песне, написанную по материалам совещания.
«Моя радость, жизнь моя! песни! как я вас люблю!... Я не могу жить без песен», - писал в одном из писем Николай Васильевич Гоголь. В этих темпераментных, горячих словах великого русского писателя заключается богатырская силища песни, могучей повелительницы мыслей и чувств людей.
«Моя радость, жизнь моя!» Да, она вечная и верная спутница жизни - ласковая и суровая, скорбная и веселая, насмешливая и героическая. Именно песня шагала в ногу с народом первой в мире страны социализма, шагала от революционных баррикад до развернутого коммунистического строительства наших дней. Она была средством пропаганды революционных идей, помогала поднять боевой дух, настроение масс в борьбе за свободу, согревала сердца солдат в окопах и землянках на фронтах гражданской и Отечественной войн, облегчала труд строителей первых пятилеток, вдохновляла молодежь на трудовые подвиги в освоении целинных просторов, в покорении бурных волжских и сибирских вод.
Песня - помощник, вдохновитель, друг, боец.
Немного истории
У советской песни славная история и славные традиции. Начинала она свой путь очень робко и скромно, ибо, как никакому другому жанру музыки, ей приходилось искать и прокладывать новые, неизведанные пути. Однако, если песни первых лет Советской власти представляли чаще всего лишь подтекстовку новых стихов к старым мелодиям, то уже к середине двадцатых годов относятся первые удачи советских авторов в области песенного жанра. И новое, что внесли они, и что стало примечательным для советской песни, была массовость, присущая не только героически-победным, маршевым, но и лирическим мелодиям.
Молодая советская песня всегда быстро и чутко откликалась на события современности. Но вместе с тем лучшие песни тех годов не потускнели от времени, не потеряли своей свежести. Получив всенародное признание, многие из них облетели весь мир и зазвучали на десятках языков.
Вот «Песня о встречном» Д. Шостаковича. У нее за плечами три десятилетия, а ведь она все так же радует, волнует, привлекает. И знают ее не только у нас, но и в других странах. После окончания Великой Отечественной войны английский народ напевал мелодию этой песни как символ победы над фашизмом.
А какую головокружительную славу завоевали за рубежом знаменитая «По долинам и по взгорьям», милая «Катюша», пламенный «Гимн демократической молодежи»! Первая из них, проникнув на земли Венгрии, стала венгерской народной песней. Скромная лирическая «Катюша» М. Блантера зазвучала гимном итальянских патриотов, помогая смелым сынам Италии бороться за национальную независимость и счастье своего народа. А «Гимн демократической молодежи» распевали за рубежом буквально с риском для жизни: за насвистывание мелодии американские интервенты, хозяйничавшие в Корее, ссылали юношей и девушек в лагерь смерти на острове Кочжедо. Но и это не могло «задушить» песню. То там, то здесь вспыхивала ее мужественная и проникновенная мелодия над истерзанной врагами землей Кореи.
С молниеносной быстротой разнесся по всему миру мотив «Подмосковных вечеров». Многие, может быть, и не знают происхождения этой песни. Она была написана для фильма «В дни спартакиады» (1956 год). Фильм прошел незамеченным, а песня прочно закрепилась в быту, завоевала всемирное признание. Лирически-интимный характер не помешал ей стать своеобразной музыкальной эмблемой московского Всемирного фестиваля, в то время как многие десятки торжественно-официальных песен и «маршей-бодрячков», написанные специально к фестивалю, так и остались лежать мертвым грузом на полках нотных магазинов и библиотек.
И вот здесь-то, на мой взгляд, мы и подступаем к самому главному и самому щепетильному во всем разговоре о песне - к вопросу о популярности, о подлинном и «дутом» успехе произведения.
Популярность и «мода»
Когда мы говорим о любом из видов и жанров искусства, нам никогда не придет в голову эпитет «модный». Скажите кому-нибудь, что моден фильм «Баллада о солдате» или поэма Твардовского «За далью-даль». Вы покажетесь собеседнику по меньшей мере смешным, хотя «Баллада о солдате» за короткое время потрясла весь мир, а «За далью- даль» не оставила равнодушным ни одного читателя.
А вот о пеоне можно говорить «модно», как о шляпке или туфлях. Почему, подобно той же шляпке - «менингитке» или туфлям с шиноподобной подметкой, вдруг вспыхивает этакая «модная» песенка?
Вспомните, с какой быстротой расползлись по стране «Синенький платочек», скандальной славы «Мишка», «боевики» последних лет - песенки из кинофильма «Матрос с кометы» О. Фельцмана и «Девушка с гитарой» А. Островского, «Ландыши» того же Фельцмана, «Любимые глаза» А. Бабаева и многие другие. Они зазвучали повсюду: во дворах и переулках, в квартирах и клубах, на танцплощадках и катках, в поездах и домах отдыха, кажется, никуда не спрячешься от них. Зазвучат молниеносно и столь же молниеносно исчезнут. И потом о них вспомнит разве лишь «летописец» событий - историк, писатель или исследователь песенного жанра. Почему? Да потому, что популярность их отнюдь не определяется художественными достоинствами.
Потребность молодежи в песне огромна, причем потребность в такой песне, которую хочется петь в домашней обстановке, в узком кругу близких, друзей. Хочется песни простой, лиричной, задушевной, песни-шутки, песни-танца - таких, чтобы мелодии их легко запоминались. Что же, в названных выше сочинениях налицо и «лирика» и «простота» языка. Вот и хватается за них молодежь.
Но отнеситесь повнимательней к таким песням. Каждая из них, даже в первый раз услышанная, кажется уже старой знакомой. Нет здесь индивидуальности. Они схожи друг с другом - «Тишина» Э. Колмановского и «Ландыши» О. Фельцмана, «Дни разлуки, расставанья» А. Ленина (из кинофильма «Мы с вами где-то встречались»), «Песня Рощина» Н. Богословского (из фильма «Разные судьбы») и многие, многие другие, так сказать, песни-слепки, точнее, песни-штампы. На одном из всесоюзных совещаний композиторов Д. Кабалевский сказал, что в песнях последних лет появился эмоциональный штамп - унылая меланхолия. Очень метко сказано! За небольшим исключением, герои лирических песен слезливы и размагничены. Безнадежно-жалобны, уныло-тоскливы их чувства и переживания.
Однако песни эти поют, потому что мало других, поют, потому что... модно. Часто это «модное» авторы песен и их поклонники пытаются выдать за мерило художественных достоинств: раз песни поют, значит, они популярны, раз популярны, значит, нравятся, а раз нравятся, значит, они хорошие.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.