Вечером, после пяти…

  • В закладки
  • Вставить в блог

У советского театра есть еще одна важная особенность. Кроме профессиональных коллективов, у нас популярны и многие самодеятельные, лучшие из которых удостоены звания народных театров.

В течение года в стране продается примерно 115 миллионов театральных билетов. Но эта цифра не дает полного представления о числе зрителей. Потому что в большинстве наших театров широко развито шефство над заводами, фабриками, колхозами и совхозами... Шефские театральные бригады выезжают прямо на предприятия и выступают там, показывая свои лучшие спектакли совершенно бесплатно.

Итак, театр вполне доступен для советских людей. А ведь, кроме театра, есть еще кино, музеи, концертные залы, клубы. Достаточно сказать, что в городах и селах страны работает 154 тысячи киноустановок, ежегодное число посещений кинозалов превышает четыре миллиарда. В 1300 музеях страны в прошлом году побывало 135 миллионов человек. Население обслуживает более 135 тысяч клубных учреждений. Свыше 800 тысяч кружков и коллективов художественной самодеятельности объединяют 15 миллионов любителей.

Все это помогает людям выявить и развить свои способности, расширить и углубить круг своих интересов, ощутить жизнь во всей ее полноте и разнообразии. Словом, у советских людей есть богатые возможности осуществить на деле право на пользование достижениями культуры. Это право, как записано в проекте Конституции, «обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах; развитием и равномерным размещением культурно-просветительных учреждений на территории страны; расширением культурного обмена с зарубежными государствами».

Умеет ли молодежь отдыхать?

Многочисленные социологические исследования отвечают на этот вопрос неоднозначно.

По оценкам специалистов, работающая молодежь расходует на учебу, повышение профессионального уровня не менее трети своего свободного времени. В итоге в Советском Союзе, как о том свидетельствует сравнительное международное исследование бюджетов времени, доля людей, совмещающих труд с учебой, в 3 – 6 раз больше, чем в экономически развитых буржуазных государствах.

Такая тенденция дает результаты, значение которых трудно переоценить: сегодня в СССР 85 из каждых ста работающих молодых людей имеют высшее и среднее образование. А в промышленности этот процент еще выше – 94.

Однако исследования и письма читателей говорят и о другом. Нередко свободное время тратится бессмысленно, впустую, а иногда оборачивается прямым ущербом для самого человека и для общества.

«Поведение человека в быту – это не только его личное дело, – подчеркивает Л. И. Брежнев. – Свободное время – это не время, свободное от ответственности перед обществом».

Безделье и праздность не только пустое времяпрепровождение. Это первый шаг на пути пренебрежения своими и общественными интересами, за которым могут последовать и антиобщественные проявления. Об этом шла речь на заседании постоянных комиссий по делам молодежи Верховного Совета СССР, обсуждавших проблемы свободного времени работающей молодежи. На этом заседании было принято соответствующее постановление. Министерство культуры СССР должно более эффективно использовать клубы, парки, библиотеки, музеи. Государственным комитетам, занимающимся телевидением, кино, изданием книг, депутаты рекомендовали улучшить качество телепередач и кинофильмов для молодежи, увеличить для нее выпуск книг.

Разумное использование свободного времени – дело весьма не простое. Эта проблема имеет две стороны. Первая – наличие выбора средств развития личности в часы досуга. Вторая – умение человека воспользоваться этими средствами, его способность к организации отдыха, потребность в содержательных формах досуга. Отдыхать, как и работать, надо уметь. Настоящее приобщение к настоящей культуре – это труд. Серьезный и глубокий труд, требующий и соответствующей подготовки и определенного настроя. Не все к такому труду готовы морально, и нередко люди, особенно молодые, вольно или невольно выбирают себе «что попроще» – легкую музыку вместо «скучных» симфоний, детективы вместо классики, болелыцицкие страсти на трибунах вместо участия в спортивной борьбе на зеленых полях или дорожках стадионов.

Переломить вот такое потребительское отношение к свободному времени – одна из сложных задач воспитания.

«Между словами «образование» и «воспитание» уже нельзя ставить союз «и». Эти слова должны всегда быть вместе», – заметил как-то композитор Дмитрий Кабалевский.

Перед комсомольскими комитетами в этом плане широкое поле деятельности. Как сделать каждого не иждивенцем-потребителем, а созидателем и активным организатором своего свободного времени? Каковы наиболее эффективные формы этой работы? Как бороться с проявлением негативных явлений так называемой «антикультуры»?

Эти вопросы не новы. Но с новой силой звучат в связи с обсуждением проекта Конституции. Конституционное право на отдых – это прежде всего право рационально использовать свободное время, расплескать же его во имя случайных, хаотичных, мимолетных прихотей, убогих целей – преступление перед обществом.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Начало всех начал

Беседуют Григорий Пометун, старший мастер блока мартеновских печей завода «Запорожсталь», Герой Социалистического Труда и Леонид Анисимов, бригадир комсомольско-молодежной бригады печи № 12, кавалер ордена «Знак Почета», лауреат премии Николая Островского