Вчерашние и сегодняшние «фабзайцы»

А Вольский| опубликовано в номере №136, октябрь 1929
  • В закладки
  • Вставить в блог

На физкультурной площадке новички занимаются гимнастикой; приподнимаясь на носках ног, высоко закинув руки за голову, они с чувством отдаются команде инструктора.

Весельчак Митин, собрав вокруг себя ребят, в сотый раз рассказывает басню Демьяна Бедного: «У лавры Троицкой в слободке...» Смех от души. И с «Маврой» пятнадцати минут как не бывало. Опять все слушают говор станков.

Во втором этаже своя жизнь. В маленьких уютных аудиториях занятия. Русский язык. Общее знакомство новичков со школой.

Заведующий школой, выдвиженец - рабочий тов. Чураев, подробно объясняет им значение фабрично - заводского ученичества. Ему помогают педагоги, подбор которых имеет большое значение для Амовской школы: тт. Бутягин, Львовский, Зарецкий, Дурье и другие известные, как лучшие педагоги. Инструкторский состав подобран со специальной подготовкой и частично из старых рабочих завода, которые пользуются авторитетом у ребят.

Школа на высоте своего положения. Месячная стоимость одного ученика удешевляется: так в 1927 г. она была - 90 руб.; в 1928 г. - 67 руб.; в 1929 г. - 62 руб. Удешевление идет за счет повышения производительности мастерских Средний же заработок «фабзайца» 34 - 38 руб. при преимущественных разрядах 2 и 3.

Не все школы равняются по АМО. Если заглянуть на Трехгорную Мануфактуру, то совсем другая картина. Подготовкой новых квалифицированных кадров никто не интересуется. Это в то время, как прядильная фабрика нуждается в рабочих и приходится делать экстренные выпуски из ФЗУ.

Оказывается причина такого безобразного отношения крылась в заведующих отделениями. Пока они получали деньги за занятия с фабзавучниками, они работали, стоило прекратить выплату - и ученики увидели брезгливо сморщенные физиономии завов.

Еще хуже дело в школе ФЗУ Московско - Киево - Воронежской железной дороги. Если на Трехгорке недостаток квалифицированной силы, то здесь из тридцати пяти кончивших ФЗУ только пять работают по специальности, остальные на черновой работе. На дороге слесаря - паровозники не нужны, но школа выпускает только их.

И все же, если все школы пропустят находящихся в броне подростков, то промышленность в течение четырех лет получит только 180 тысяч квалифицированных рабочих, тогда как потребность в 800 тысячах.

Поэтому сейчас ЦК ВЛКСМ в порядке предложения поставило перед ВСНХ вопрос о дополнительном приеме в ФЗУ 65 тысяч подростков.

Комсомольцам нужно вести борьбу с черепашьим темпом работы по подготовке квалифицированной силы, ибо голод на нее грозит сорвать пятилетку.

Покончить раз навсегда со взглядом «Наша хата с краю...»

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены