Минувшей осенью я побывал - в колхозе имени Кирова, одной из лучших артелей Рязанской области. Была пора уборки картофеля, когда все, и стар и млад, выходят в поле. С рассвета косари косят ботву, пахари проходят плугом грядки, вслед за ними женщины собирают клубни в корзины, им помогают ребятишки - школьники. Суетятся возчики, скрипят телеги, ржут кони, тарахтит трактор, перекликаются на разные лады десятки голосов, и все это на одном небольшом участке гектаров в двадцать.
Страда! Невольно думается о том, сколько труда потратили эти же люди весной на посадке картофеля. Сколько их тут работало, когда летом нужно было очистить поле от сорняков и окучить каждое растение... Громадный и тяжелый труд.
- А картофеля все равно мало, - говорила нам Анна Игнатьевна, председатель колхоза. - И на трудодень не мешало бы добавить и на ферму - известно ведь, что картофель в рационе повышает удойность коров) Есть еще у нас крахмальный завод, сырье возят к нему издалека, и перевозка подчас дороже самого картофеля...
Все это вспомнилось мне теперь, когда пришлось побывать на Рязанском заводе сельскохозяйственного машиностроения.
- Всего семь рабочих при помощи машин смогут посадить, вырастить и убрать картофель на ста сорока гектарах, - сказал Иван Петрович Гудзенко, начальник конструкторского бюро завода.
Нас удивила эта пропорция: несколько десятков сборщиков картофеля на двадцати гектарах и семь рабочих на ста сорока гектарах! Мы решили поближе познакомиться с машинами, предназначенными для возделывания картофеля.
Все они очень молоды - эти машины: им еще не исполнилось даже года.
Мы видели их в работе. За трактором движется посадочная машина, оставляя позади себя четыре грядки. Вот она разложила в лунки клубни и удобрила почву. Когда спустя неделю - другую поднимутся всходы, станет видно, что ростки расположены в квадратах. Такие посевы легко обрабатывать другой машиной - культиватором - окучником, который одновременно взрыхляет почву, чтобы сохранить в ней влагу, уничтожает сорняки, окучивает и тоже удобряет. Наконец комбайн подкапывает рядки картофеля, забирает с землей ботву и затем отделяет клубни от земли.
Простые, удобные, производительные машины! Работают на них от одного до семи человек.
Эти машины полностью заменяют ручной труд.
Сейчас десятки заводов страны строят их. За два года будет изготовлено: сажалок - сорок пять тысяч, комбайнов - сорок тысяч, а культиваторов - окучников для ухода за посевами - тридцать тысяч. Эти машины будут убирать восемьдесят - девяносто процентов всего урожая картофеля в колхозах страны. Такая задача поставлена перед машиностроителями решениями сентябрьского Пленума ЦК КПСС.
... Когда - нибудь напишут книгу по истории механизации картофелеводства. Это будет книга об энтузиастах, о тех, кто впервые в мире механизировал трудоемкую работу, о комсомольцах - конструкторах, еще двадцать лет назад создавших первую сажалку, хотя и очень несовершенную, без аппарата, высевающего удобрения, всего двухрядную и негнездовую. Но все - таки это была машина, которая уже сама садила клубни в землю. Между первой и нынешней конструкциями были десятки вариантов, так же как и у комбайна, который претерпел большие изменения, прежде чем стал таким, какой он есть сейчас.
Теперь многие из тогдашних комсомольцев - коммунисты, работают конструкторами на «Рязсельмаше». И Иван Петрович Гудзенко, и его заместитель Арон Александрович Эренбург, и руководитель группы комбайнов Владимир Иванович Холмцев - все трудятся здесь по многу лет.
Среди конструкторов немало молодежи. Иван Петрович Гудзенко называет чету Алешиных, Николая Тимофеева, Бориса Чернобаева, Елизавету Гришину, Нину Дорошевич.
Но где же, чета Алешиных? Ирина здесь, а Григория нет, он в Туле, там осваивается комбайн. А кто - то на «Белинсксельмаше», там осваивается сажалка, кто - то в Москве разрабатывает новую, еще более совершенную машину, и его тоже нет сейчас здесь.
- Да, - говорит Иван Петрович, - все - таки очень приятно: наши машины пошли в ход, исполнилась, стало быть, наша мечта!...
- Завод на полном ходу перестраивается и строится заново, - говорит Виктор Самсонов, секретарь комсомольского бюро цеха сборки. Он мастер по комбайнам «КОК - 2», которые выпускает теперь завод. С Виктором мы путешествуем по цеху.
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.