Их пятеро: мастер отбойного молотка Метростроя Степан Смолыгин, слесарь Могэса Савелий Колин, токарь автогаража Александр Сергеев, массовик Сергей Казаков и токарь завода ЦИАМ Михаил Интизаров. Пятеро скульпторов изостудии ВЦСПС.
Их жизнь ничем не отличается от жизни сотен тысяч юношей и девушек нашей страны. Все они работали на производстве, склонности и вкусы их развивались в кружках самодеятельности, а когда закончился этап любительства, и они стали на пороге настоящего творчества, на помощь им пришли партийные и общественные организации. В изостудии ВЦСПС они совершенствуются под руководством крупнейших мастеров.
Эти художники не ждали счастливого случая, не искали мецената. Сама мать - родина пришла им на помощь, дала им возможность осуществить сокровенные юношеские мечты. Поэтому - то и творчество их совсем не похоже на творчество художников буржуазного общества - «счастливцев», которым «счастье» досталось ценой бесконечных лишений и унижений; ни у кого из молодых скульпторов нет и следа замкнутости, отчужденности, стремления «уйти в себя», все они делятся между собой планами, горячо спорят, коллективно обсуждают эскизы и зарисовки.
Уже давно среди этой пятерки шли разговоры о создании скульптурных украшений для одного из вновь возникших городов Советского Союза. Оставалось только выбрать город. Как - то, придя в мастерскую после просмотра кинофильма «Комсомольск», Савелий Колин объявил своим товарищам, что город найден. Для города юности, построенного комсомольцами в тайге, на берегу Амура, предназначили свои работы молодые художники. Этим подарком матери - родине встречают они 20 - ю годовщину Ленинско - Сталинского комсомола.
Творчество каждого из пяти молодых скульпторов различно, как различны их темпераменты, склонности и увлечения.
Бурный темперамент и горячая фантазия Колина сказываются в большой композиции «Оборона и труд». Колин хочет установить ее в том месте, где отдыхают жители Комсомольска. Учитывая гористую природу города, Колин предполагает, сделав выемку у подошвы горы, воздвигнуть здесь массивную гранитную стену. Посредине стены - мраморная доска с выдержками из Сталинской Конституции, на карнизе - легкими золотыми буквами слова лозунга. На фоне гранитной стены располагаются десять скульптур, по пять с каждой стороны доски. Пять фигур символизируют оборону, пять - труд. В группу «Оборона» входят фигуры танкиста, летчика, зенитчика, пехотинца и моряка. Труд представляют фигуры колхозницы со снопом, ткачихи с куском ткани, женщины - мастера с деталью машины в руках, шахтера с отбойным молотком и металлурга с ковшом. Все эти образы представлены в действии: танкист сигнализирует флажками, летчик натягивает перчатки, готовясь влезть в кабину, у зенитчика в руках снаряд, который он посылает в ствол орудия, отбойный молоток в руках шахтера как бы сверлит породу, металлург разливает чугун и т. п. Вокруг этой композиции, по мысли автора, должен быть разбит большой цветник.
Желание отразить мощь нашей родины, ее радостный и плодотворный труд, который будет защищать весь советский народ, от пионера до глубокого старика, - вот что характерно для творческих замыслов Савелия Колина.
У Казакова родственная тема. В его набросках и эскизах уже вырисовывается постепенно будущий барельеф с легкой колоннадой по бокам. Между колоннами - фигуры, олицетворяющие свободное искусство и свободный человеческий дух. На барельефе - на фоне кремлевских стен товарищ Сталин. Молодежь преподносит цветы своему отцу и учителю. Свою работу Казаков назвал «Вдохновителю побед». Он предполагает установить ее у вокзала в Комсомольске так, чтобы это выглядело как герб города, построенного молодежью, вдохновленной великим Сталиным.
Героика советских детей - лейтмотив почти всех работ Степана Смолыгина. Он очень внимательно изучил помыслы и интересы советских ребят. Ребенок - спаситель, ребенок - помощник пограничника - вот темы его работ. Для города юности Смолыгин готовит скульптуру «Юный осводовец». Вторая его работа, предназначенная для Комсомольска - «Физкультурная сюита», - три обнаженные фигуры, олицетворяющие молодость, красоту и силу.
Учась у великих мастеров прошлого, Смолыгин неустанно работает над культурой формы обнаженного тела. Он очень многого достиг в этом направлении: его работы целомудренно строги и правдивы.
Для творчества Михаила Интизарова характерна склонность к монументализму. В подарок Комсомольску он готовит мраморный бюст Ленина и фигуру Чапаева на гранитном постаменте.
Сергеев - наиболее сдержанный из всей молодой пятерки. Физкультурник, он и в своих вещах увлекается спортивными темами. Сейчас он уехал в отпуск и там работает над эскизами для Комсомольска. Товарищи не сомневаются, что это будет скульптура на излюбленную Сергеевым тему, и с нетерпением ждут его возвращения, чтобы вместе обсудить сбои работы.
После того как эскизы будут утверждены, молодые скульпторы поедут в Комсомольск, чтобы выбрать места для установки своих работ.
Бодростью, силой молодости, свежестью проникнуто творчество этой пятерки. Радостно и уверенно работают они над своими скульптурами. Сегодня они отдают родине, ее дальневосточным рубежам, свой творческий пыл, свое искусство. Но если завтра понадобится защищать эти дальневосточные рубежи, каждый из них сменит резец скульптора на винтовку.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.