Всякая профессия, говорят, накладывает определённый отпечаток не только на привычки и навыки, но даже на внешний облик человека. Но вот попробуйте - ка определить, кто такая девушка, которую вы видите на этом снимке! Артистка? Студентка? Научный работник?.. В наших советских условиях эта задача не из лёгких. Всё труднее и труднее становится отличить рабочего от человека интеллигентной профессии, слесаря - от инженера, колхозника от - агронома. Стираются различия не только в их внешнем виде, но и в самом характере и содержании их труда.
На снимке мастер - бригадир комсомольско - молодежной бригады Московского электролампового завода Валентина Хрисанова, работница с техническим дипломом и медалью лауреата Сталинской премии.
Валя Хрисанова поступила на Электроламповый завод счетоводом, затем стала бухгалтером, а в военные годы перешла на производство, в цех радиоламп. На заводе она с отличием окончила без отрыва от производства вечерний электровакуумный техникум и была назначена мастером. Бригада её собирала в среднем 900 ламп в смену. Тщательно изучив производственный процесс, Валя Хрисанова пришла к заключению, что выработка могла бы быть значительно больше, если бы не отсутствие чёткого ритма в работе. Как показал опыт, первые часы работы были менее производительны, чем последние. Много времени пропадало на «раскачку»: на подбор деталей, настройку автоматов. К концу смены начинался аврал.
Тогда - то и пришла Вале мысль о часовом графике: подсчитывать выработку не в конце смены, как это делалось обычно, а каждый час. На самом видном месте в цехе появилась разграфлённая доска с расположенными по диагонали восемью рубиновыми лампами. Выполнит бригада часовое задание - и вспыхивает очередная лампа, значит, всё в порядке, а не зажжётся лампа - это сигнал тревоги, значит, надо срочно принимать меры.
Переход на часовой график потребовал проведения ряда организационных мер. Каждая работница должна была в совершенстве овладеть двумя - тремя операциями, чтобы в любой момент заменить подругу, - для этого организовали техническую учебу; пришлось произвести некоторые перестановки на рабочих местах; изменили порядок подачи деталей: они заготовляются накануне.
За это радикальное нововведение, резко поднявшее производительность труда, работнице - новатору и была присуждена Сталинская премия. Сотни и тысячи бригад, цехов и целых предприятий по всей стране работают ныне по часовому графику, справедливо названному высшей ступенью социалистической культуры труда. Часовой график открывает новые возможности ускорения темпов выполнения послевоенной сталинской пятилетки. И тысячи и десятки тысяч рабочих и инженеров с благодарностью называют имя творца этого стахановского графика - скромной московской комсомолки Валентины Хрисановой.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.