«Сказка о царе Салтане, о сыне его — славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне-Лебедь».
Ранним утром, едва забрезжил рассвет над морем и чайки пронзительно возвестили о начале нового дня, из Севастополя вдоль побережья отправились два человека. Вот уже который день совершали они такие прогулки, внимательно просматривали берега, «вчитывались» в каждую ложбинку, «домысливали» каждый по-своему и уходили все дальше и дальше от города. Солнце поднималось, подступала жара, а «острова Буяна» не видать. Они уже собирались возвращаться, когда вдруг за пригорком открылась маленькая, уютная бухта. Кажется, на этот раз повезло...
Близ древнего Херсонеса, где время сохранило остатки города-крепости, а на возвышенности тут и там стоят античные колонны — немые свидетели былой славы, которая теперь вместе с городом покоится на дне моря, было решено «бросить якорь».
«Здесь будет город заложен!» — в шутку воскликнул тогда веселый сказочник Александр Лукич Птушко, долго выбиравший подходящую натуру для своего нового фильма «Сказка о царе Салтане». И город действительно вырос буквально на глазах у местных жителей, как чудо, содеянное Царевной-Лебедь в сказке поэта. Правда, на этот раз «чудеса» были делом рук молодого мосфильмовского художника Анатолия Кузнецова. Но появись сама царевна из морских глубин — она осталась бы довольна его работой.
Мы попали на съемочную площадку, а вернее, в Гвидоново княжество, когда оно уже было обжито актерами, когда были отсняты многие эпизоды и рядом с боярскими хоромами появилась местная времянка-столовая.
Все так, как в сказке Пушкина. Вот он, «новый город со дворцами, с златоглавыми церквами, с теремами и садами», «пристань с крепкою заставой».
Репетиция в разгаре.
— Все готово? — в который, но, кажется, теперь уже в последний раз спрашивал Птушко своих ассистентов. Он похож сейчас на доброго волшебника: стоит ему взмахнуть палочкой — и начнется такое...
Заклубились черные дымы над помостом, где у засмоленной бочки в глубоком трауре застыла царица (актриса Л. Голубкина).
Внизу столпились растерянные бояре, ещё не до конца осознавшие всей низости интриги ткачихи и поварихи, рыжебородый (артист С. Мартинсон) приготовился читать царский указ, еще минута — и бездна моря станет пристанищем для царицы и маленького Гвидона.
Но перестарались «смольщики», сцена утонула в густой пелене едкого дыма, пришлось снимать все сначала.
Вероятно, это очень трудно — снимать сказку. Переложить на экран пушкинскую сказку, ее поэтическую прелесть — задача вдвойне сложная. Александр Птушко определил жанр будущего фильма как музыкальную сказку-комедию.
В группу тщательно подбирали актеров. После долгих поисков и актерских проб право вступить на остров Буян как князю Гвидону было предоставлено молодому актеру, студенту ВГИКа Олегу Видову. Для него это не первая встреча с пушкинским героем. В фильме «Метель» он дебютировал в роли бедного армейского прапорщика. Затем он снялся в философской сказке «Обыкновенное чудо», где сыграл юношу-медведя. И вот теперь третья работа. А в роли Царевны-Лебедь зрители впервые увидят на экране молодую солистку ГАБТа Ксению Рябинкину — младшую сестру известной балерины. Ольга Викландт играет Бабариху, Александр Хвыля — дядьку Черномора. Снимают фильм операторы Игорь Гелейн и Валентин Захаров.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.