Нашу группу развлекал неистощимый Хирокичи. Когда я обернулся, он вел рассказ о железных дорогах.
Выяснилось, что первая железная дорога была выстроена только в 1872 году, между Токио и Иокогамой, длиной всего 17 миль.
Дороги были преимущественно частные. Например, в 1893 году казенные железные дороги занимали 557 миль, а частные - 1482 мили; в 1903 г. казенные - 1344, а частные - 3157. После русско-японской войны в 1906 году была произведена национализация железных дорог, путем их выкупа. Сейчас в руках частных лиц находятся только узкоколейки и электрички на небольшое расстояние.
Здесь он прервал рассказ, чтобы обратить наше внимание на видневшееся из окон озеро Бива, самое большое и самое красивое озеро Японии. Налюбовавшись вдосталь, мы вернулись к прерванной теме.
Железные дороги дают порядочный доход, около 7,5 < текст утрачен >, при чем главный доход дают не грузы, как в других странах или у нас, в СССР, а пассажиры. Об этом легко судить по цифрам. «За июль 1922 г. по правительственным железным дорогам коренной Японии ездило 13.000.000 пассажиров и провезено свыше полутора миллионов тонн груза. Доход с пассажиров был 61/3, миллионов ен12), с грузов - 41/3 млн ен. Все это в один месяц, - такой же обыкновенный, как и все остальные 13)».
«Это только жел. - дор. транспорт, а что касается морского, то там дело обстоит»...
Но как там обстоит дело, так и. не пришлось узнать. Мы подъехали к Майбара, где должна быть пересадка.
Майбара - узловая станция линии Токайдо. Нам пришлось ждать на ней около четырех часов «южного экспресса» - Симоносеки - Токио и она успела здорово осточертеть. Интересно, как развито ж. - д. движение: не реже 5 минут подходили и уходили поезда во все стороны. Поезда на Токио отходили через каждые 2 часа. Порядок царил изумительный: поезд подойдет, постоит пару минут, свистнет и спешит дальше. А через 5 минут на его месте уже следующий. И все полны народом.
Из Майбары выехали только к вечеру. Смерклось. Из окон ничего не было видно. Уставши за день, наша компания пошла спать.
Проснулись мы что - то очень рано. Раньше всех встал доктор, взглянул в окно, ахнул и поспешил будить остальных. За ночь мы пересекли весь остров и теперь ехали по восточной стороне. Пейзаж совершенно изменился. Горы на горизонте скрылись; вместо них на крутых поворотах блестело море. Поезд мчался по низменной равнине; тянулись рисовые поля, покрытые водой, похожие на болота. В них ковырялись по колено в грязи крестьяне. На долю японского крестьянина приходится почти буквально «цветочный горшок» земли. Не мудрено, что агрокультура ушла недалеко, а арендатор - символ бунтовщика.
Хирокичи старательно избегал разговоров на эту тему.
Он с большой охотой обращает наше внимание на рекламные щиты, расставленные с обеих сторон. Сказывается близость большого города. Подъезжаем к Иокогаме.
ИОКОГАМА - один из шести, самых больших городов Японии. Самым большим считается Токио; в нем свыше 2.000.000 жителей; следующий Осака, промышленный центр, с 1.250.000; затем Кобе и Киото (бывш. столица) по 600.000 и, наконец, Нагойя и Иокогама по 400.000 с небольшим. Япония вообще небогата крупными городами: городов с населением свыше 100.000 считается всего 16.
Иокогама находится в 27 верстах к юго-западу от Токио. За время мировой войны, на которой Япония хорошо заработала, был застроен почти весь промежуток между обоими городами. Они соединены между собой трамваем, электричкой (ходит каждые четверть часа) и поездами (через час). История Иокогамы такова: порт был открыт для торговли в 1856 году. Тогда он представлял из себя деревушку не более, чем со ста рыбацкими хижинами. Теперь же Иокогама - главный порт Японии. Здесь сосредоточена вся внешняя торговля шелком. Годовой оборот импорта и экспорта достигает 1.335.668.000 ен, т. - е. 40% всей иностранной торговли.
Наш экспресс здесь не задержался, и мы едва успели купить себе завтрак. Он был очень скромен.
За 20 коп. продавалась коробка с 12 различными японскими блюдами, из которых, в скобках сказать, для европейцев приемлемо лишь одно - вареный рис, и двумя палочками для еды. За 3 копейки покупались маленькие глиняные чайник и чашечка с кипятком. После употребления их тут же выбрасывали.
Дорога между Токио и Иокогамой чрезвычайно оживленная. С обеих сторон колеи движение: трамвайное, электрички и т. д. То и дело заводы, дымящие каменные громады, сплошная цепь домов...
Через 30 минут, показалось Токио. После трех остановок добрались до нужного вокзала...
Встретили нас очень тепло: по крайней мере, двумя десятками полицейских и делегацией общества рыбопромышленников. Японцы воспользовались случаем, чтобы произнести речь на плохом русском языке, из которой все ж таки легко можно было понять, что они крайне рады нас видеть...
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.