Когда подлетаешь к городу Губкину, под крылом самолета открывается величественная панорама. Ровными белыми квадратами раскинулись обрамленные зеленью жилые кварталы. На степном холме ровной шеренгой протянулись копры шахтных подъемников, огромные корпуса цехов, здания фабрик. А в стороне - огромный карьер, вокруг которого снуют многотонные самосвалы, напоминающие сверху трудолюбивых пчел.
Самолет идет на посадку. В городе Губкине пока еще нет аэропорта. Покинув кабину юркого «АН-2», пассажиры прямо на летном поле садятся в автобус. Он доставляет их на комбинат «КМА-руда», стройки и предприятия которого так неузнаваемо изменили облик степного белгородского края. Около новых рудников вырос и город Губкин.
На следующее утро после нашего приезда небо затянуло низкими, тяжелыми облаками, а к. вечеру начал моросить назойливый, затяжной дождь. Но непогода была не в силах испортить праздничное настроение, царившее на комбинате. В этот день дал первую руду первенец семилетки - Южно - Коробковский рудник.
Гулко погромыхивая на стыках только что уложенных путей, по главной шахте Южно - Коробковского рудника прошел состав, груженный серебристо - серыми глыбами.
В забоях рудника добывают железистые кварциты. Нелегко вгрызаться в их толщу. Каждый кусок руды приходится отвоевывать взрывами.
Из подготовленных взрывниками эксплуатационных камер первую руду мощными скреперными совками погрузили в вагонетки. Однако прежде чем поднять кварциты на поверхность, их отправили в дробильное устройство. Дробилка Южно - Коробковского рудника - гордость отечественной горной техники. В подземном зале, где мог бы поместиться четырехэтажный дом, стоит непрерывный скрежет. Огромные челюсти машины крошат, пережевывают каменные глыбы.
В день открытия рудника в до - заторном помещении дробилки необычно тихо. Здесь собрались встретить первый поезд с рудой проходчики, монтажники, сварщики, бетонщики, горные мастера - все те, кто строил новый железорудный гигант, кто открыл еще один клад в недрах Курской магнитной аномалии.
- Руда идет! – послышался чей-то взволнованный возглас.
Тяжелые глыбы ударились о стенки приемного бункера. К распределительному щиту неторопливо приблизился бригадир Иван Дюсов. Он перевел рычаг - руда посыпалась в скип - десятитонный металлический короб.
Южно - Коробковский рудник начал выдавать руду! Горняки Курской магнитной аномалии одержали важную победу. Но это только один из первых шагов в освоении несметных железорудных богатств, хранящихся в недрах земли, в среднерусских степях. Глубокий карьер, который мы видели с самолета, сооружается для добычи руды открытым способом. По имени деревушки, близ которой сейчас ни днем, ни ночью не затихает гул моторов,
он назван Лебединским. Чтобы представить размах ведущихся здесь работ, достаточно сказать, что строители карьера должны вынуть земли больше, чем было вынуто при сооружении всего Волго - Донского канала. Когда начались работы, семидесятиметровый покров рыхлых наносных пород отделял руду от поверхности. Сейчас горнякам осталось пройти менее двадцати метров. В конце нынешнего года экскаваторы зачерпнут здесь первые тонны не требующей обогащения руды. В 1960 году с Лебединского рудника будет отправлено на металлургические заводы полтора миллиона, а к концу семилетки - шесть миллионов тонн руды.
Неисчислимы запасы руды в недрах Курской магнитной аномалии. Не успели еще строительные механизмы плотным кольцом окружить село Лебеди, как геологи Белгородской железорудной экспедиции обнаружили новую кладовую железа. Она находится близ деревни Яковлево. Прошло еще немного времени, и разведчики нашли другое гигантское месторождение железа - Гостищевское. Нанесены на карту Хохловское, Тетеревинское, Ольховатское, Малиновское месторождения, Корочанский и Шебекинский аномальные узлы.
Неохотно расстается земля со своими сокровищами. Железо дается в руки лишь смелым и умелым. Взять его призвана молодежь. Тринадцатый съезд ВЛКСМ объявил рудники Курской магнитной аномалии ударными комсомольскими стройками. Немногим более ста комсомольцев было на комбинате «КМАруда» два года назад. Сейчас их три тысячи. И число молодых энтузиастов непрерывно растет. Из дальних и ближних городов и сел едут сюда парни и девушки.
Прямо со школьной скамьи пришла на комбинат комсомолка Светлана Нечаева, а сейчас она машинист транспортера. Вместе со Светланой работают ее подруги Маша Яструбенская, Лена Павликова, Лида Ровеньских, Валя Неделенко. Все девушки овладели на комбинате производственными специальностями.
Прошлой весной комсомольско - молодежная смена горного мастера Николая Евстратова получила письмо от бригады Николая Мамая: донецкие шахтеры приняли вызов горняков Курской магнитной аномалии. Началось соревнование. И вот совсем недавно Николай Евстратов прямо из рудника позвонил в Краснодон, на шахту «Вторая Северная». К телефону подошел Николай Мамай. Договорились: губкинцы обязательно поедут в Краснодон. Пора подвести итоги, поделиться опытом, планами, мыслями, которые подсказал горнякам июньский Пленум ЦК КПСС.
В Лебединском карьере стоят три земснаряда. Одним из них командует Павел Шевченко. Несколько лет назад он окончил Ростовское мореходное училище. Во многих местах побывал за минувшие годы молодой моряк, участвовал в стройках на Волге и Дону. А сейчас его корабль «бросил якорь» в Лебедях.
Скоро к Павлу приедут из города Волжского жена и шестилетний сын Сережка. Семья Шевченко решила обосноваться в Губкине постоянно. И такое решение принимают многие. Тысячи молодых людей навсегда связывают свою жизнь с юным городом на Белгородщине.
Семилетним планом развития народного хозяйства предусмотрено создать на месторождениях Курской магнитной аномалии новую мощную железорудную базу страны. В старом степном краю вырастают рудники, шахты, заводы. Их строят посланцы Ленинского комсомола. Молодежь делает реальным, зримым будущее, о котором еще четверть века назад писал Маяковский:
Железо запряталось в сердце России...
Из-под Курска
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.